«Коммерсантъ» узнал о поддержке кабмином приоритета перевозок угля на спецтерминалы
Правительство предложило дать при перевозках угля приоритет грузам, направляемым на специализированные угольные терминалы, которые переваливают его быстрее и более технологично, чем универсальные порты. Решение связано с жалобой бывшего владельца «Кузбассразрезугля» Андрея Бокарева на загрузку Восточного порта менее чем на 50%, выяснил «Коммерсантъ»
Правительство предложило президенту ввести в рамках временных правил очередности перевозок грузов приоритет перевозок угля в направлении специализированных угольных портов относительно универсальных терминалов. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо первого вице-премьера Андрея Белоусова Владимиру Путину с докладом в обоснование приоритета. Белоусов в письме ссылается на мнение Минтранса о том, что перераспределение грузопотоков в направлении спецтерминалов позволит ускорить операции и увеличить перевалку угля на экспорт.
В письме Белоусова, в частности, отмечается, что при использовании вагоноопрокидывателей технологическая норма на выгрузку вагона сокращается в 15 раз относительно выгрузки вагона грейферным способом — с часа до четырех минут. Первоначальное предложение о приоритете перевозок угля в адрес спецтерминалов исходило от Восточного порта (Приморский край). Письмо президенту в начале ноября направил миллиардер Андрей Бокарев. Газета ознакомилась с обоими письмами — и Бокарева, и Белоусова.
Бокарев, бывший совладелец «Кузбассразрезугля», пожаловался в письме, что, несмотря на инвестиции в Восточный порт (только 8 млрд рублей в экологические мероприятия), железнодорожные перевозки в адрес терминала с 2020 года снизились на 7%, до 23,9 млн тонн, при доступных мощностях 55 млн тонн. В письме Бокарева приводятся данные о том, что и в 2023 году на специализированные угольные терминалы приходилось 47,8% перевалки экспортного угля в портах Дальнего Востока, или 53,2 млн тонн. Перевалка же угля в целом в портах региона выросла с 2012 года в два раза, а в спецтерминалах — только в 1,3 раза, отметил автор письма.
«Непрофильные стивидорные компании занимают 50% пропускной способности пропорционально заявленным объемам, фактически уменьшая объем перевозок моногруза (угля) в адрес специализируемых портов», — писал Бокарев. Президент поручил главе РЖД Олегу Белозерову и Андрею Белоусову проанализировать предложение инвестора о приоритетности направления грузопотоков в угольные терминалы. В Минтрансе сказали, что поддерживают эту инициативу, в РЖД — что приветствуют любые инициативы, направленные на оптимизацию перевозочного процесса и оптимальное использование пропускных способностей. В «Эльгаугле» подтвердили потребность в увеличении грузопотока в направлении специализированных угольных портов.
В НТК (управляет транспортными активами СУЭК и «Еврохима», в том числе специализированными угольными портами в Ванино и Находке) сообщили, что «стабильно не хватает грузов и в портах, и в специализированных «терминалах». Средняя загрузка — 70% у всех, а перераспределение потоков не решит проблему недостаточной пропускной способности железных дорог, отметили в НТК. В компании констатировали, что административное регулирование «может улучшить положение отдельных терминалов, но это вряд ли улучшит ситуацию с экспортом в целом». В ней добавили, что полезной была бы поддержка океанских портов, обеспечивающих географическую свободу экспорта и его универсальность и обладающих возможностями работы с флотом самого большого тоннажа.
По данным газеты, Минтранс в качестве одного из признаков угольного терминала предложил использование на терминалах вагоноопрокидывателей и размораживающих устройств (для борьбы со смерзанием угля зимой). Из переписки ведомств следует, что приоритет планируется применить в рамках шестой очереди временных правил — то есть перевозки стандартных угольных грузов. При этом экспорт угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии по соглашениям регионов с РЖД — это более приоритетная третья очередь.
На уголь из этих регионов приходится около 64% от перевозок угля в восточном направлении. В 2024 году квота для регионов вырастет на 6%, до 99,3 млн тонн. То есть уголь, идущий в рамках третьей очереди на экспорт на универсальный терминал, все равно будет иметь приоритет перед углем по шестой очереди в адрес специализированного. Ассоциация морских торговых портов не поддержала инициативу, пишет газета со ссылкой на ее письмо от 12 января главе Минтранса Виталию Савельеву.
В нем отмечается, что «истинная причина недозагрузки морских терминалов прежде всего связана с инфраструктурными ограничениями железных дорог», а введение приоритетов «приведет к перераспределению грузопотоков на отдельных направлениях, в том числе на Восточном полигоне». Оно, по оценке ассоциации, «носит необоснованно дискриминационный характер и повлечет за собой искусственное перераспределение грузовой базы между операторами морских терминалов».