FT указала на старение мирового флота на фоне спроса на перевозки российской нефти
Средний возраст судоходного флота в мире достиг 13,7 лет, обновив 15-летний максимум, пишет Financial Times со ссылкой на данные судового брокера Clarksons. По информации газеты, это связано с «теневыми» перевозками российской нефти, а также с нежеланием отрасли закупать новые суда, работающие на более экологически чистом топливе, из-за неопределенности по поводу доступности «зеленых» энергоресурсов. В то же время средний возраст контейнеровозов и танкеров превысил 14,3 и 12,9 соответственно
Средний возраст судоходного флота в мире в декабре 2023 года достиг 13,7 лет, что является максимальным показателем за последние 15 лет, пишет Financial Times со ссылкой на данные, собранные судовым брокером Clarksons. Эти данные не включают информацию о небольших судах с водоизмещением менее 5000 тонн. В то же время средний возраст контейнеровозов и танкеров, которые перевозят нефть и другие жидкости, превысил 14,3 и 12,9 соответственно, побив 30-летний и 20-летний рекорд.
По информации газеты, это связано с нежеланием судоходных компаний, несмотря на необходимость сокращения выбросов углекислого газа в мировой торговле, заказывать новые суда на более экологичном топливе из-за «неопределенности в отношении доступности этих энергоресурсов». В частности, предложенные в качестве альтернативы для ископаемого топлива аммиак и метанол остаются дефицитными, считает директор по исследованиям Clarksons Стивен Гордон.
Вторая причина, по информации FT, связана с растущим спросом на подержанные суда со стороны операторов «теневых» перевозок российской нефти, находящейся под санкциями. В результате многие суда, которые были списаны, продолжают эксплуатироваться, пишет газета. По словам директора по исследованиям судового брокера Gibson Ричарда Мэтьюза, после начала «военной спецоперации»* на Украине почти не было списания танкеров.
По данным Gibson, рыночная стоимость 15-летнего среднеразмерного танкера Aframax, который обычно используется для перевозки российской нефти, выросла после февраля 2022 года на 129% — до $40 млн. В то же время стоимость списания этих судов выросла только на 40%, до $9,2 млн.
На то, что старые танкеры, подлежащие списанию, продолжают эксплуатироваться, в марте 2023 года указывал Bloomberg. В качестве примера агентство привело танкер Turba, построенный в 1997 году, который до сих пор перевозит российскую нефть под флагом «страны с плохой репутацией в области надзора за безопасностью на море». По информации Bloomberg, последний раз танкер проходил полную проверку в 2017 году. Подобная тенденция с отсутствием проверок может привести к экологической катастрофе, считает главный исполнительный директор подразделения управления одного из крупнейших владельцев супертанкеров Frontline Plc Ларс Барстад.
Страны G7 и ЕС, стремясь ограничить доходы России от продажи нефти, в декабре 2022 года запретили своим компаниям перевозить российскую нефть и оказывать сопутствующие услуги, если нефть продается выше установленного ими потолка в $60 за баррель. Россия, в свою очередь, запретила своим компаниям реализовывать сырье, если в контрактах есть условие ценового потолка. Позже G7 и ЕС также ввели ценовой потолок на нефтепродукты — он действует с 5 февраля 2023 года и составляет по легким нефтепродуктам $100 за баррель, по тяжелым — $45 за баррель.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.