Бизнес-омбудсмен предложил разрешить ресторанам торговать спиртным навынос
Федерация рестораторов и отельеров и бизнес-омбудсмен Титов предложили разрешить ресторанам продавать спиртное навынос, как в розничных магазинах. Игроки ресторанного бизнеса не планируют за счет этого расширить продажи — алкоголь в ресторанах дорог, но рассчитывают, что такой вид торговли поможет продвинуть российское вино
Разрешить предприятиям общественного питания продавать алкоголь навынос по аналогии с магазинами предложили уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов и Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО). Об этом пишет РБК со ссылкой на обращения Титова и президента ФРиО Игоря Бухарова к премьер-министру Михаилу Мишустину. Представитель Титова и Бухаров подтвердили инициативу, в пресс-службе правительства сообщили, что она уже отправлена в Минфин для подготовки ответа.
По действующему законодательству рестораны и розничные магазины получают разные лицензии на торговлю алкоголем. Такой порядок принят задолго до начала работы ЕГАИС, которая «отслеживает каждую продажу и закупку алкогольной продукции», напоминают авторы обоих писем. В ресторанах при этом нельзя продавать алкоголь без вскрытия потребительской тары, а торговля навынос запрещена.
Это идет «в противовес общемировой практике, когда ресторан может продать гостю бутылку вина, если оно понравилось ему в ходе употребления в этом ресторане», отмечают в письмах Бухаров и Титов. В обращениях они напомнили, что алкогольная лицензия для заведений общественного питания более строгая, с более специфичными требованиями к помещению, чем у магазинов. «Чтобы получить ресторанную лицензию, надо потратить гораздо больше усилий и больше соответствовать требованиям закона», — пишут авторы инициативы.
По их замыслу, ресторанам нужно разрешить продавать спиртное навынос, предусмотрев те же ограничения, что и в магазинах, — реализация алкоголя только совершеннолетним и в разрешенные для этого часы. Предлагаемая мера позволит ресторанной индустрии увеличить доходность, а российским виноделам — найти своих покупателей, полагают Титов и Бухаров.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров напомнил, что форматы заведений, сочетающие в себе и общественное питание, и розничную торговлю алкоголем, уже есть — это так называемые «наливайки», с которыми активно борется государство. Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз добавил, что далеко не каждый россиянин в принципе может позволить себе сходить в ресторан, тем более купить там бутылку вина, которая стоит в два-три раза дороже, чем в магазине. В России на долю предприятий общественного питания, по оценке Дробиза, приходится лишь 4% от всего объема продаж спиртного в стране, в то время как в Европе из-за более низких наценок этот показатель составляет 30–35%.
Сами рестораторы признают, что инициатива вряд ли приведет к значительному росту доходов, но они приветствуют возможность продать алкоголь навынос и получить инструмент дополнительных продаж. Владелец ресторана Twins Garden Алексей Репик отметил, что инициатива может помочь «укреплению отношения наших граждан к собственной винной продукции». «Эта история не о продаже алкоголя в больших объемах, а про попытку продлить ощущение праздника», — прокомментировал он потенциальную торговлю навынос в ресторанах.