5 декабря 2022 года вступило в силу введенное G7, Европейским союзом и Австралией эмбарго на импорт российской нефти морским путем. Одновременно заработал и ценовой потолок — морские перевозки нефти должны были осуществляться по ценам не выше $60 за баррель. В феврале 2023 года, появились аналогичное эмбарго и потолки цен на российские нефтепродукты. Для нефтепродуктов, которые торгуются с премией к нефти (бензинов и бензиновых смесей, газойлей, дизельного топлива и авиационного керосина), потолок цен установлен в $100 за баррель, а для тех, что торгуются с дисконтом (нафты, различных мазутов и масел, а также отработанных нефтепродуктов) — $45 за баррель.
20 декабря нынешнего года так называемая коалиция ценового ограничения, куда вошли все страны поддержавшие потолки нефтяных цен выпустила следующее заявление: «Спустя год после введения ценового ограничения на нефть наш подход оказался успешным в достижении обеих целей — по поддержанию стабильности на энергетических рынках и одновременному снижению российских доходов». С начала года мировые рынки оставались хорошо обеспеченными нефтью при стабильных ценах на энергоносители, а налоговые поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов — ключевого источника российских доходов — в январе-ноябре 2023 года снизились на 32% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, говорится в заявлении.
В то же время, согласно последнему докладу Всемирного банка по сырьевым товарам, опубликованному в конце октября, соблюдение потолка цен на российскую сырую нефть «выглядит все более невыполнимым». «Ограничение не привело к значительным перебоям в поставках, при этом объем добычи и экспорта российской нефти остается относительно постоянным, что отчасти отражает перенаправление российского экспорта из стран ЕС и стран «большой семерки» в Китай, Индию и Турцию», — говорится в докладе. В документе также указывается, уже в августе 2023 года России, используя теневой флот, удалось продлить ценовой потолок и средняя цена российского сорт нефти Urals составила $80 за баррель.
Рассуждая о последствиях санкций и ценовых потолков, эксперты, с которыми поговорил Forbes, отмечают: пусть с трудом, но российским нефтекомпаниям удалось перестроить экспортные потоки, уйти от зависимости от доллара и евро, а вот в числе проигравших оказались страны Европы. «Ситуация в нефтепотребляющих отраслях Европейского Союза быстро стала тяжелой, поскольку местным предприятиям приходится покупать нефть у иных поставщиков по более высоким ценам, — объясняет независимый эксперт Леонид Хазанов. — В результате, объемы производства в нефтехимических и других отраслях неумолимо падают, власти же ЕС ничего не могут с этим сделать». Действительно, от ввода санкций пострадала Европа, согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» и доцент Финансового университета Сергей Суверов. «В основном это произошло из-за газа, — говорит он. — Подорожавший газ вызвал негативные последствия для европейской промышленности. Но политические интересы ставятся выше экономических, и европейцы принесли свою промышленность в жертву политике».
Ограниченный успех
Согласно недавней записке базирующегося в Финляндии Аналитического центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), санкции действительно повлияли на доходы России от экспорта нефти в первом полугодии 2023 года. По оценкам центра в течение первого квартала убытки России достигали €180 млн в день. «Однако из-за неспособности регуляторов обеспечить соблюдение ценового потолка и его постоянный мониторинг снижение доходов России от нефтяного экспорта сократилось до €50 млн в день во II и III кварталах, хотя в IV квартале сокращение составило €90 млн в день, — отмечает CREA. — Россия смогла продавать свою нефть выше потолка, одновременно наращивая объемы поставок покупателям, которые не вводили санкции. Кроме того, нефтепродукты, переработанные из российской нефти, легально экспортируются в страны, в которых установлены ценовые ограничения».
Поступления в бюджет от нефтегазовой сферы уже третий месяц обгоняют базовые объемы, заложенные Минфином, писал недавно «Коммерсантъ». Так, в ноябре отрасль принесла в бюджет 962 млрд рублей, хотя по сценарию министерства этот показатель должен был составить 689 млрд рублей. Всего за 11 месяцев нынешнего года бюджет получил 8,17 трлн рублей нефтегазовых доходов, в то время как в базовом сценарии на год было заложено 8 трлн рублей. Это, правда, на 23% меньше, чем за аналогичный период 2022-го. Но разрыв сокращается. По итогам полугодия сборы были меньше на 47%, по итогам трех кварталов — уже на 34,5%. Согласно расчетам Bloomberg, в октябре доходы от нефтяного экспорта составили $11,3 млрд или 31% от общих доходов бюджета страны. Это был самый высокий показатель с мая 2022 года, указывает агентство.
Запад, установив потолок цен на российскую нефть, добился ограниченного успеха, поскольку Россия находит все больше способов продажи нефти по ценам выше $60, пишет издание Euractiv. Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), на которые ссылается издание, в сентябре 2023 года все сорта российской нефти продавались по цене, превышавшей $80 за баррель. Правда, по данным российского Минфина, с тех пор цены на российскую нефть стали снижаться вслед за мировыми. Так, средняя цена на нефть Urals с 15 ноября по 14 декабря 2023 года составила $66,12 за баррель.
Объем экспортируемой из России нефти в нынешнем году на 7% превысил показатель 2021 года, составив порядка 250 млн сообщил 21 декабря первый вице-премьер России Андрей Белоусов: «В денежном эквиваленте российский энергетический экспорт практически вышел на показатели 2021 года и остается на комфортном для бюджета и компаний уровне. Наиболее остро стоявшие в прошлом году проблемы, в целом, решены. Это касается, во-первых, платежей и страхования грузов. Во-вторых, обеспечения морских перевозок углеводородов танкерным флотом».
Теневой флот
Введение ценового потолка побудило Россию создать собственный так называемый теневой танкерный флот для перевозки нефти и переориентировать поставки в основном в Китай и Индию. «В прошлом году Россия сократила использование европейских услуг, закупая старые суда для перевозки собственной нефти, и сама страховала перевозки, — говорит аналитик Rystad Energy Хорхе Леон (его цитирует издание Euractiv). — Таким образом она смогла продолжить транспортировку своей сырой нефти без сбоев».
По сведениям CREA, в октябре нынешнего года танкерами «теневого флота» было перевезено 68% российской нефти. А с момента введения ценового потолка и по 5 ноября 2023 года на «теневые» танкеры пришлось 38% всего российского нефтяного экспорта (47% сырой нефти и 27% нефтепродуктов). Кроме того, отмечает CREA, трейдеры продолжают перевозить российскую нефть на танкерах, принадлежащих странам, поддерживающим ценовой потолок. Это доказывает, что наказания за нарушение ценового потолка являются слишком слабыми а его соблюдение недостаточно хорошо обеспечено, отмечает CREA.
Кремль создал прибыльный бизнес для множества трейдеров и судоходных компаний, которые трудно отследить, пишет Bloomberg. Греческие судовладельцы смогли продолжить перевозки российской нефти, не нарушая правил ЕС, поскольку греческие дипломаты успешно пролоббировали среди других государств ЕС отказ от более жестких мер, которые бы ограничили возможности участия греческих судоходных компаний в российской торговле. По расчетам Bloomberg, греческие суда перевезли 20% всей нефти, экспортированной Россией в 2023 году.
До февраля 2022 года большая часть российской нефти продавалась небольшой группой международных торговцев во главе с Vitol Group, Glencore и Trafigura Group, которые в 2021 году перевезли примерно 40% нефти Urals. Эта тройка компаний публично объявила о прекращении торговли российской нефтью после того, как перспектива санкций стала реальностью. «На смену им пришла армия более мелких и трудно отслеживаемых компаний организаций с неясной принадлежностью и штаб-квартирами от Гонконга до Дубая», — указывает Bloomberg.
Потолок на бумаге
Одна из причин, почему не сработали санкции против российских нефтепродуктов состоит в том, что их спокойно покупают потребители в странах, которые не присоединились к потолкам цен, говорит Суверов из «Арикапитала». Определить происхождение нефтепродуктов довольно сложно, поэтому они могут попадать даже в государства «большой семерки» и другие страны, объявившие эмбарго на их импорт, под видом топлива, произведенного не в России. «Трейдеры просто могут разлить их по разным емкостям и смешать, — говорит Суверов. — А если источник не понятен, то можно легко найти и сбыт».
«Потолок цен на российские нефтепродукты не сработал по банальной причине: отечественным компаниям невыгодно соблюдать его на фоне сильного спроса на бензин и дизельное топливо в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, в которой нефтеперерабатывающих заводов не так уж и много. По сути, он остался только на бумаге», — добавляет Хазанов.
«Ценовые потолки на российские нефтепродукты устанавливались на комфортных для России уровнях, — сказал Forbes главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов, добавив, что препятствий к наращиванию экспорта не возникало, поскольку мировые цены на нефтепродукты не выходили за рамки ценового потолка. «Действия ценовых потолков практически не замечалось в течение всего года, — говорит эксперт. — Эта тема практически не обсуждалась на страницах профессиональной прессы и в дискуссиях профессиональных аналитиков, потому что этой проблемы практически не было».
Газовые запреты
В отличие от нефти санкции против российского газа напрямую не вводились. При этом ЕС ограничил его использование, а некоторые страны — Польша, Румыния, Болгария, Финляндия, Нидерланды и Дания — вообще отказались от российских поставок. Страны ЕС договорились о сокращении потребления газа на 15% с 1 августа 2022 года по 15 марта 2023 года. Этот план был перевыполнен: потребление удалось снизить на 18%, хотя сокращение спроса на газ было достигнуто не только за счет энергосбережения, но и из-за частичной замены газа углем и сокращения производства в некоторых энергоемких отраслях, таких как металлургия, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Тем не менее, поставки российского газа в Европу упали — в том числе после диверсий на трубопроводах «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2», отказа Украины от поставок через станции, расположенные на территории Луганской народной республики, а также российских контрсанкций, в результате которых стали невозможными поставки по польскому участку газопровода «Ямал — Европа». Импорт трубопроводного газа из России в ЕС 2022 году сократился на 80 млрд куб. м, или в два раза. А согласно расчетам Reuters, основанным на объемах остающихся поставок через Украину и Турцию, экспорт в Европу в 2023 году сократится еще до 28-29 млрд куб. м.
При этом вырос российский экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС. Поскольку Россия закрыла экспортную статистику, оценки экспертами его объемов несколько разнятся. По данным S&P Global Commodity Insights, с начала 2023 года года страны ЕС импортировали около 13,5 млн т российского СПГ, что сопоставимо с импортом российского СПГ в ЕС за весь 2022 год (14 млн т). Крупнейшим покупателем российского СПГ в ЕС в этом году стала Испания, которая импортировала 4,7 млн т, Бельгия (3,6 млн т) и Франция (3,3 млн т). «Коммерсантъ», ссылаясь на Kpler, сообщал, что экспорт российского СПГ в Европу за 11 месяцев нынешнего года составил 18,8 млн т.
ЕС пока не собирается запрещать импорт российского СПГ. «Влияние такой меры на российские доходы, вероятно, было бы ограниченным, поскольку Россия смогла бы перенаправить большую часть своего экспорта главным образом в Азию, — говорится в вопросах и ответах к 12-му пакету санкций ЕС против России, опубликованных на сайте Еврокомиссии. — Кроме того, Россия выиграла бы от роста мировых цен на газ после введения эмбарго, поскольку мировые рынки СПГ очень нестабильны и склонны слишком остро реагировать даже на небольшие потрясения спроса и предложения».
Попытки исправить положение
«Поскольку Россия находит способы обойти ограничение цен на нефть, мы полны решимости усилить наши меры для повышения их эффективности», — указала Европейская комиссия в вопросах и ответах к 12-му пакету санкций ЕС. Для борьбы с «теневым флотом» в 12-й пакет включены меры по тщательному контролю за продажей танкеров третьим странам. Обо всех продажах танкеров операторов ЕС теперь необходимо будет уведомлять национальные органы власти, а продажи российским физическим и юридическим лицам или для использования в России потребуют специального разрешения. Это, по мнению Еврокомиссии, поможет собрать больше информации о «теневом флоте», который используется Россией для обхода ценового ограничения, улучшить мониторинг этих судов и повысить прозрачность этого рынка.
В 12-й пакет также включены требования к государствам-членам ЕС обмениваться информацией между собой и с Еврокомиссией. Это должно помочь выявить суда и компании, осуществляющие перевалку нефти и нефтепродуктов с судна на судно для сокрытия их происхождения. Кроме того, в пакете вводится требование предоставлять по запросу правоохранительных органов детализированную информацию о стоимости дополнительных расходов, таких как страхование и фрахт по всей цепочке поставок российской нефти.
Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) 20 декабря добавило в список SDN зарегистрированную в ОАЭ судоходную компанию, принадлежащую, по версии OFAC, российскому «Совкомфлоту», контролируемому правительством России, вместе с ее танкером, а также три малоизвестные трейдерские компании, две из которых зарегистрированы в Гонконге и одна — в ОАЭ. Все они обвиняются в осуществлении морской транспортировке российской нефти с нарушением ограничения цен. Кроме того OFAC объявил, что обновил свои инструкции по соблюдению ценового потолка, пригрозив введением санкций нарушителям. Теперь страны, поддерживающие потолки цен, будут требовать, чтобы местные поставщики получали от своих контрагентов данные по каждой сделке с российскими нефтеналивными грузами, включая затраты на их страховку и фрахт.
В отличие от европейских документов, где все сводится к общим фразам, в инструкциях ОFAC с максимальной детализацией прописывается процедура, говорит Громов из «Института энергетики и финансов». По его мнению, в США сочли действенными меры по применению санкций в отношении компаний и судов, обходивших ценовые потолки. Сейчас, по словам Громова, часть судов стали отказываться от транспортировки российской нефти, возникла их нехватка, выросли ставки фрахта на перевозку российских нефтеналивных грузов. «По ряду направлений рост составил более 50% по сравнению с минимумами, которые мы наблюдали в сентябре, — говорит Громов. — Это достаточно серьезный вызов, который может сказаться на доходности российского нефтяного экспорта».
Однако, полагает эксперт, эффективность этой меры можно будет оценить только по итогам первого квартала 2024 года. Поскольку тогда станет понятно, как поведут себя цены на нефть в результате развития событий в Красном море, где из-за нападений боевиков-хуситов на торговые суда ряд крупнейших транспортных компаний стали использовать обходные маршруты, что привело к росту нефтяных цен с $75 за баррель до $80. «При цене нефти марки Brent в $75 за баррель, цена российской нефти, которая торгуется с дисконтом, автоматически уходит в зону ниже ценового потолка и тогда проблемы с соблюдением или несоблюдением вторичных санкций США и ЕС отходят на второй план, — говорит Громов. — А вот если мировая цена на нефть будет выше $80, то, безусловно, эффективность принятых ЕС и США мер в отношении контроля за перевозками российской нефти в том числе теневым флотом становится значимой, и будет крайне интересно понаблюдать уже в следующем году, как российские компании смогут адаптироваться к этой ситуации».