Интрига с принятием 12-го пакета санкций ЕС держалась больше месяца. Европейская комиссия подготовила его к согласованию еще 15 ноября. Reuters тогда сообщал, что Европейская комиссия предложила запретить импорт алмазов и ряда металлов из России, транзит через Россию товаров и технологий, которые могут повысить промышленный потенциал страны, а также ужесточить ценовой потолок на российскую нефть. Однако постоянные представители комиссии не смогли согласовать пакет к саммиту ЕС 14-15 декабря. В последний момент принятию пакета воспротивилась Австрия, которая грозилась наложить на него вето, если Украина не удалит австрийский Raiffeisenbank из списка спонсоров «спецоперации»*.
Вечером 14 декабря ряд СМИ заявил о том, что пакет утвержден. Поводом стало заявление, в котором говорилось, что «Cовет ЕС приветствует принятие 12-го пакета санкций». В реальности согласования длились еще несколько дней. Только в субботу, 16 декабря, Reuters сообщил, что Австрия сняла свои возражения, после того как Украина согласилась временно исключить Raiffeisenbank из черного списка. Наконец, 18 декабря принятие 12-го пакета официально подтвердила Еврокомиссия, его текст был опубликован в официальном журнале ЕС.
Алмазы и металлы
Главная мера, которая вводится 12-м санкционным пакетом, — запрет на прямой или косвенный импорт в ЕС российских алмазов. Еще в начале декабря об аналогичном запрете, не дожидаясь европейцев, объявила «Большая семерка» (G7 — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США). Ограничения касаются нетехнических алмазов из России, в том числе обработанных в третьих странах.
Санкции G7 и Евросоюза согласованы по срокам. С 1 января 2024 года вводится запрет на импорт алмазов из России. Запрет на импорт российских бриллиантов (алмазов российского происхождения, подвергшихся огранке в третьих странах) будет поэтапно вводиться с 1 марта до 1 сентября 2024 года. К этому моменту должен быть введен эффективный механизм отслеживания происхождения камней.
Аналитики, опрошенные Forbes, скептически оценивают реализуемость этого механизма. «Я совершенно не уверен, что план в том виде, в котором он обозначен, сработает, — рассуждает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Казаков. — Все может упереться в систему отслеживания. Следует помнить, что более 90% огранки происходит в Индии, которая не входит в G7 и гранильная отрасль которой не очень заинтересована в ее внедрении по причине дополнительных затрат». Санкции больше носят косметический характер, считает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. Компании, столкнувшиеся с санкционным давлением, перенаправят потоки сырья в другие, более дружелюбные локации, полагает он. Россию сложно отключить от мировой торговли алмазным сырьем, ее доля в производстве и ее запасы слишком велики, говорит Красноженов, а на рынках Китая, Индии и других стран Азии, где потребление превышает российское производство, спрос на алмазы растет.
В 12-м пакете санкций также прописан запрет на импорт из России чугуна, медной и алюминиевой проволоки, фольги, труб и трубок из алюминия — как говорится в сообщении Совета ЕС, эта продукция приносит России около $2,2 млрд в год. То, что ЕС не ввел санкции против всего российского алюминия, а лишь против достаточно узкого перечня алюминиевых продуктов, это скорее позитив — в первую очередь для UC Rusal, у которого остается доступ к относительно премиальному рынку, уверен Казаков. Он напоминает, что 8 декабря Европейская алюминиевая группа (European Aluminium Group) потребовала ввести более жесткие меры и запретить ввоз всего первичного алюминия из России. В заявлении группы говорилось, что поставки российских алюминиевых слитков сейчас составляют 9% импорта и 5% общего потребления в ЕС. «Поставки первичного алюминия, который производит UC Rusal, составляют более 90% российского алюминиевого экспорта на рынки ЕС, — отмечает Казаков. — А продукцию с более высокой добавленной стоимостью легче перенаправить на какие-то альтернативные рынки, так как дополнительные удельные транспортные издержки на тонну будут менее значительными, к тому же их объемы экспорта ниже».
«Что касается медной проволоки и катанки, из которой ее производят, то страны ЕС уже значительно сократили импорт меди из России в конце 2022 года, — добавляет Красноженов. — Запрет на экспорт изделий из алюминия также не критичен для отрасли».
А санкции в отношении чугуна будут иметь весьма ограниченный эффект, считает Казаков: «У публичных металлургов есть опция дальнейшего передела чугуна и продажи его в другом виде — например, в виде горячего или холодного проката. В любом случае доля чугуна в продажах крупных металлургов («Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат) очень незначительна».
Послабления для НЛМК
ЕС также решил продлить еще на четыре года квоты на импорт из России крупных стальных слитков — слябов. К 2028 году они должны снизиться с нынешних 3,75 млн т до 2 млн т. Крупнейшим российским экспортером слябов в Европу является НЛМК.
«Мы приветствуем опубликованное сегодня решение, которое позволяет продолжить наш бизнес и дает нам время для работы над долгосрочными преобразованиями», — говорится в сообщении NLMK Belgium Holdings (NBH), совместного предприятия НЛМК и бельгийского инвестиционного фонда Sogepa.
Продление квот на импорт слябов — это умеренный позитив для НЛМК, поскольку возить слябы, не особо дорогой стальной продукт, в Европу все еще ближе и выгоднее, чем в другие более удаленные регионы, и НЛМК, главному в России экспортеру слябов, еще четыре года не придется искать другие рынки их сбыта, комментирует Казаков из «БКС Мир инвестиций». «Если бы этого продления не было, то удорожание транспортных расходов для слябов снизило бы какую-то часть прибыли, — отмечает он. — Видимо, Европе нужны эти слябы и у них нет альтернативного, приемлемого по цене источника».
«Найти замену российским слябам в ЕС при текущем уровне цен и себестоимости затруднительно, — согласен Красноженов из Альфа-банка. — Продление договоренностей по поставкам слябов НЛМК в ЕС выгодно как для НЛМК, так и для европейских производителей проката. НЛМК остается одним из наиболее эффективных производителей стали в мире».
Нефтяное ужесточение
12-м пакетом санкций ЕС также вводит «более строгие правила соблюдения потолка цен на нефть и нефтепродукты». Речь идет об усиленном механизме обмена информацией, который позволит лучше выявлять организации, которые помогают скрыть происхождение российской нефти или нефтепродуктов, в том числе за счет перевалки с судна на судно. ЕС также вводит обязательные уведомления о продаже любой третьей стране танкеров, которые возможно использовать для обхода европейских запретов.
Не очень понятно, каким образом Еврокомиссия хочет по-настоящему усилить давление на соблюдение ценового потолка, рассуждает главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. Пока что предложенные меры сводятся к тому, чтобы страны ЕС уведомляли Еврокомиссию о продаже танкеров на вторичном рынке и, соответственно, обо всех сделках с российской нефтью. «Такой механизм контроля за соблюдением ценового потолка, наверное, повлияет на европейских перевозчиков, но он относительно слабо скажется на теневом флоте в силу того, что юридически создать новую компанию взамен той, которая попала под блокирующие санкции, возможно, тем более, что многие суда, которые уже под них попали, снова функционируют и снова перевозят нефтеналивные грузы», — говорит Громов.
С тем, что санкции, включенные в 12-й пакет, не очень успешно сработают, согласен старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. В настоящее время, по его словам, дисконт цены российской нефти Urals к эталонному сорту Brent составляет $16-17 за баррель, что дает очень сильный стимул участникам этого рынка найти способы, чтобы экспортировать российскую нефть туда, где ее готовы покупать. «Сейчас цены на Urals близки к $60 за баррель, но это происходит не из-за санкций, а из-за того, что цена на Brent упала, — рассуждает Смит. — А если цена на Brent поднимется опять и приблизится к $90, то и цена российской нефти точно будет выше $60. Авторы санкций всячески пытаются закрыть возможности роста российской нефти, но экономические стимулы слишком велики. Дисконт российской Urals к Brent, скорее всего, сократится до $10 в 2024 году и до $5-7 — в 2025-2027 годах. Ниже $5 вряд ли опустится из-за высоких транспортных расходов, поскольку нефть и нефтепродукты отправляются в основном не в Европу, а в Азию».
Что касается танкерных услуг, обмена информационными сообщениями, греки будут продолжать возить российскую нефть, тем более, что она подешевела, поскольку мировые цены снизились и дисконт вырос, согласен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Но этот увеличившийся дисконт означает и рост премий за риск тем же греческим судовладельцам, — говорит он. — Поэтому сейчас они будут это использовать в переговорах с российскими контрагентами: вы видите, за нами теперь более пристально следят, поэтому мы рискуем, работая с русскими. И дисконт может вырасти. Не думаю, что катастрофически: речь идет о нескольких долларах за баррель».
Авторы санкций пытаются ограничить возможности трейдеров использовать танкеры [стран, поддержавших потолки цен] для перевозки российской нефти, продолжает рассуждения Смит: «Это может повлиять на дисконт, но временно. Танкеры могут сменить владельцев, да и Россия может построить новые танкеры. Простой пример. После наступления кризиса дисконт Urals к Brent расширился до $40 за баррель. До кризиса можно было купить новый супертанкер, способный перевозить 2 млн баррелей, за $80 млн. И если какой-то трейдер мог купить этот танкер, загрузить 2 млн баррелей российской нефти, доставить груз в Китай или еще куда-то, он мог получить маржу в размере $40 за баррель и таким образом окупить стоимость этого танкера за два месяца, которые длится перевозка, вместо обычных 10 лет. Это показывает, насколько сильны стимулы к экспорту российской нефти, несмотря на все ограничения».
Послабления для Японии
Новый санкционный пакет также продлевает возможность для Японии импортировать российскую нефть, не соблюдая введенный G7 и ЕС потолок цен. «Механизм ценового ограничения предусматривает, что конкретные проекты, необходимые для энергетической безопасности определенных третьих стран, могут быть освобождены от ограничения цен», — говорится в документе ЕС. В частности, послабления распространяются на российский проекта «Сахалин-2» и будут длиться до 28 июня 2024 года. Видимо, для Японии эти поставки действительно важны, поэтому для нее сделано исключение, полагает Митрахович из Финансового университета. «Там, кстати, не очень большие объемы нефти, ведь «Сахалин-2» — преимущественно газовое предприятие и в основном там производится СПГ», — напоминает эксперт.
В нефтегазовом проекте «Сахалин-2» участвуют «Газпром», чья доля составляет чуть более 50%, японские Mitsui & Co (12,5%), и Mitsubishi Corporation (10%). Компании Shell принадлежало 27,5% в проекте, однако она из него вышла. На эту долю претендует «Новатэк», но сделка пока не завершена. В 2022 году завод «Сахалин-2» произвел 11,5 млн т СПГ и 3,7 млн т нефти.
«Я думаю, что они [послабления для Японии] могут быть продлены еще», — говорит Громов из «Института энергетики и финансов». Япония дорожит своими активами на Сахалине и, в отличие от западных компаний, японцы из них не вышли, напоминает эксперт. Япония, по его мнению, понимает, что ограничения на перевозку нефти с сахалинского проекта чреваты серьезными финансовыми потерями для местных компаний.
Европа при текущей конфигурации рынка подошла к пределу возможностей санкционного давления на Россию, резюмирует Громов. Об этом уже говорится довольно давно, и мы видим, что санкции, начиная с 10-го пакета, вводятся с достаточно продолжительными дебатами, как и нынешний 12-й пакет, который удалось согласовать в довольно мягких формулировках перед самым Новым годом. «С энергетической точки зрения у Европы остались только два направления, где можно как-то существенно повлиять на Россию. Это запрет на поставки в Европу российского урана, топлива для атомных станций, но против этого выступает Венгрия. Второе — СПГ, но такое может произойти не раньше 2025-2026 годов, поскольку сейчас альтернативных поставщиков не хватает».
«То, что мы сейчас наблюдаем, это некое докручивание гаек, что выглядит относительно слабыми мерами по сравнению с тем, что уже было введено. — говорит Митрахович из Финансового университета. — А что делать с 13-м пакетом? Докручивать 12-й? Импульс потерян».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.