Бизнес выступил против законопроекта о локализации автомобилей такси
РСПП выступил против законопроекта о праве правительства устанавливать уровень локализации автомобилей такси. Введение уровня локализации для такси усложнит процесс закупки новых автомобилей, обострит дефицит машин и вызовет рост их стоимости, полагают в союзе. Перевозчики могут уйти в серую зону или из отрасли, предупредили в бизнес-объединении
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) отказался поддержать законопроект, который наделяет правительство правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на письмо РСПП, адресованное главе Минтранса Виталию Савельеву и министрам транспорта регионов страны. Ранее против проекта выступила ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ).
Обращение РСПП написано от лица рабочей группы агрегаторов такси и цифровых платформ. В нем, в частности, отмечается необходимость увязать требования о локализации такси с выделением субсидирования на покупку российских машин. Авторы письма считают, что это позволит как направить дополнительные средства на производство локализованных автомобилей, так и повысить заинтересованность автозаводов в производстве и регулярном обновлении подвижного состава такси.
РСПП предложил проработать возможность законодательного установления максимальной наценки на машины такси, отвечающие требованиям по локализации. Авторы привели в пример инициативу Национального союза по защите прав потребителей, который предложил правительству ограничить наценку на автомобили российской сборки на уровне 15%. Средневзвешенная цена на новую легковую машину в России по итогам 10 месяцев 2023 года выросла на 23%, до 2,91 млн рублей, приводит газета данные «Автостата».
В РСПП полагают, что введение уровня локализации для такси усложнит процесс закупки новых автомобилей на фоне дефицита доступных машин и вызовет рост их стоимости. В письме Савельеву отмечается, что это спровоцирует риск ухода перевозчиков в серую зону или из отрасли, что ограничит предложение и спрос на услуги такси. В представленной редакции законопроект не поддерживается, отметили авторы послания. Ранее по предложению «Единой России» правительство увеличило в три раза, до 31 млрд рублей, суммы, выделяемые из бюджета на льготный автолизинг. В легковом сегменте эта субсидия используется для обновления корпоративных автопарков и таксопарков. Меры господдержки спроса на автотехнику в 2024–2026 годах составят почти 113 млрд рублей.
В конце июля НСТ направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не требовать от компаний, занимающихся этим бизнесом, покупать только локализованные в России автомобили. В НСТ заявили, что принудительная локализация приведет к резкому росту цен на услуги и вызовет «массовое недовольство» в отраслях. «Нельзя заставить предпринимателей покупать то, чего нет в продаже, а если и есть, то по цене, ведущей к банкротству», — отмечалось в письме.
Представитель Минпромторга сказал, что поддерживает использование высоколокализованных автомобилей в такси, так как подобный механизм регулирования может способствовать стимулированию спроса на машины отечественного производства. Актуальная редакция законопроекта предполагает установление именно минимального уровня локализации со стороны правительства, добавил собеседник. По его оценке, установление минимального уровня локализации автомобилей такси в некоторых сегментах будет способствовать снижению затрат со стороны перевозчиков на закупку и обслуживание таксопарка «за счет более низкой стоимости покупки и владения отечественными автомобилями, более разветвленной сети технических центров и высокой доступности запчастей и комплектующих для них».
От 98 до 100% перевозок такси в регионах приходится на самозанятых на личных авто, для большинства из которых извоз является подработкой, сказал представитель «Максима». По его словам, предъявлять самозанятым требование по использованию для работы только локализованных машин означает прекратить их деятельность и оставить население регионов вообще без такси. Цены на машины постоянно растут, наблюдается их нехватка в эконом-сегменте из-за сокращения количества доступных на рынке моделей, отметил представитель «Яндекс Такси». Дополнительные требования по локализации серьезно осложнят работу таксопарков и могут спровоцировать новую волну дефицита техники, добавил он.
Проект по локализации вряд ли будет рассмотрен в зимнюю сессию, сказал руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. По его словам, пока не заработал принятый в сентябре закон о такси — по нему легализовалось только 3700 таксистов, а необходимую нормативно-правовую базу приняли всего 25 регионов. «Я думаю, усилия профессионального сообщества по донесению своей позиции в этот раз должны стать успешными», — подытожил он.