Власти Москвы рекомендовали отказаться от QR-кодов на рекламных билбордах
Департамент СМИ и рекламы города Москвы рекомендовал распространителям наружной рекламы отказаться от размещения QR-кодов на билбордах, остановках и других конструкциях. Об этом говорится в факсограмме, разосланной департаментом 7 декабря. Ее копия есть у Forbes.
В ведомстве объяснили рекомендацию тем, что интернет-ресурс, на который ведет QR-код, может содержать «различный и возможный к изменению контент», включая информацию, нарушающую закон «О рекламе». Эта проблема особенно актуальна на фоне хакерских атак, взломов информационных систем и сайтов, указали столичные власти.
Представитель крупнейшего в России оператора наружной рекламы Russ Outdoor в беседе с Forbes подтвердил получение факсограммы. «Письмо получили. Принимая во внимание учащение хакерских атак, попыток взлома систем, переадресацию и фальсификацию QR-кодов на уже размещенных макетах, считаем такие рекомендации правомерными», — отметили в компании.
В рекламном холдинге NMI Group также подтвердили, что получили письмо. «По поводу подлинности — сложно сказать, обратились за разъяснениями к Russ Outdoor, они обещали вернуться позже», — сказали в пресс-службе. В рекламном агентстве Okkam тоже подтвердили получение факсограммы.
Forbes направил запрос в департамент СМИ и рекламы Москвы.
Накануне, 7 декабря, сторонники Алексея Навального (включен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности) сообщили, что разместили в российских городах билборды с агитацией против переизбрания Владимира Путина на пост президента. На билбордах было написано «Россия, с Новым годом», а также размещен QR-код, который ведет на сайт кампании «Россия без Путина» (на данный момент недоступен в России).
Директор по закупкам наружной рекламы NMi Group Ирина Гусева заявила РБК, что доля наружной рекламы с QR-кодами в Москве крайне невелика. Источник, близкий к Russ Outdoor, сказал Forbes, что таких билбордов до 2%. Самый распространенный формат рекламных конструкций в городе — билборды вдоль дорог с повышенным трафиком, отмечает Гусева. На них «размещение QR-кода бессмысленно: у автомобилиста просто не будет возможности отсканировать код», поясняет она.
Руководитель группы CERT-F.A.C.C.T. по защите от фишинга Иван Лебедев, в свою очередь, пояснил, что главный риск QR-кодов заключается в том, что они могут содержать абсолютно любую ссылку, которая до последнего момента скрыта. Она может вести на сайт где пользователь потеряет деньги и данные банковской карты, или скачает вредоносный файл, отметил эксперт. Он напомнил, что весной мошенники расклеивали «бумажки с фейковыми QR-кодами» на шеринговые электросамокаты.