Reuters заявил о прохождении китайскими автомобилями пика роста на рынке России
Продажи китайских автомобилей в России, вероятно, достигли пика по мере восстановления внутреннего производства, пишет Reuters. Сейчас их доля превышает 50%. Агентство отмечает, что после почти двух лет потрясений, вызванных санкциями и уходом из России западных автопроизводителей, российский автомобильный рынок стабилизировался. При этом его показатели еще далеки от тех, которые были до начала «военной спецоперации» на Украине
Продажи китайских автомобилей в России, вероятно, достигли пика по мере восстановления внутреннего производства страны, сообщает Reuters. Агентство ссылается на данные «Автостата», его партнера — консалтинговой компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК) и экспертов. «Полученные данные — первый признак того, что российский автомобильный рынок и роль Китая на нем стабилизировались после почти двух лет потрясений, вызванных санкциями, наложенными на Москву, и внезапным уходом западных автопроизводителей», — констатирует агентство.
До февраля 2022 года, когда Россия начала «военную спецоперацию»* на Украине, китайские автомобили занимали менее 10% российского рынка. При этом в августе 2023-го доля автомобилей китайских марок в России достигла максимума и составила почти 56% продаж, приводит Reuters данные «Автостата» и ППК. Показатели рынка выровнялись: с августа китайские бренды продают около 60 000 машин в России в месяц, что соответствует доле 53% всего российского рынка к сентябрю. Этот показатель включает не только ввозимые в Россию китайские автомобили, но и произведенные внутри страны. Агентство приводит в пример наиболее успешные на российском рынке китайские бренды — Haval, который имеет завод в Тульской области, Chery и Geely.
По данным таможни КНР, которые приводит Reuters, Россия стала крупнейшим экспортным рынком автомобилей для Китая, объем которого в январе — октябре составил $9,4 млрд. За аналогичный период 2022 года экспорт автомобилей в Россию из Китая составил $1,1 млрд, тогда страна занимала лишь 11-е место среди экспортных рынков для Китая. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отметил, что китайские автопроизводители сыграли решающую роль в процессе восстановления автомобильного рынка России. По данным «Автостата», ежемесячные продажи машин в России сейчас более чем вдвое превышают показатели годичной давности. Но сейчас, по мнению Удалова, этот рынок «достиг состояния равновесия». «Основные китайские бренды уже пришли в Россию и (отложенный) спрос удовлетворен», — констатирует эксперт. По этой причине он ожидает, что рынок достиг пределов своего роста.
Исполнительный директор «Автостата» отметил, что российский автопроизводитель «Автоваз», выпускающий самые популярные в России автомобили Lada, удовлетворяет спрос на дешевые машины, в то время как китайские бренды заполняют пробел, оставленный западными производителями для более дорогих автомобилей. По мнению Удалова, эта тенденция может измениться, если «Автоваз» или китайские автопроизводители попытаются перейти в другие ценовые ниши. Но на данный момент, несмотря на спад продаж и производства, перспективы роста автомобильного рынка в стране невелики, заключает эксперт.
«Рост отложенного спроса, начавшийся в конце весны и продолжавшийся до августа, в сентябре начал выдыхаться», — согласилась с Удаловым экономист, профессор МГУ Наталья Зубаревич. Она подчеркивает, что на рынок автокредитов в вскоре окажет негативное воздействие рост ключевой ставки. Помимо этого, агентство обращает также внимание на подорожание машин из-за ослабления рубля.
При этом российский автомобильный рынок, который в 2022 году обвалился почти на 60%, а производство упало до постсоветского минимума, все еще далек от уровня, существовавшего до начала российской «военной спецоперации» на Украине, отмечает агентство. По оценке Reuters, продажи и объем производства автомобилей в России в 2023 году будут одними из самых низких за последнее десятилетие.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.