К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Коммерсантъ» узнал о новом порядке приоритетности грузов на железной дороге


Правительство подготовило новую редакцию правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре. Она предполагает введение приоритетов для продукции северного завоза и грузов для ликвидации последствий боевых действий на новых территориях и в регионах, где действуют специальные режимы. Уголь, который вывозится на экспорт из Кузбасса и других регионов, останется в приоритете, выяснил «Коммерсантъ»

Правительственная комиссия по транспорту 27 ноября рассмотрит новую редакцию правил недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре (ПНД). В постоянно действующие правила решено перенести большую часть временных и закрепить приоритеты для продукции северного завоза и грузов для ликвидации последствий боевых действий на новых территориях (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации»* России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов) и в регионах, где действуют специальные режимы, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст правок ПНД. 

ПНД были введены в 2003 году. В мае 2020 года в них внесли правки, позволяющие распределять между различными грузами дефицитные возможности инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона железных дорог. Весной 2022 года действие ПНД было приостановлено. Их заменили временные правила, принимаемые на уровне правления РЖД.

Временные правила были призваны высвободить мощности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь, внутрироссийские перевозки, отправки предприятий, потерявших европейские рынки сбыта, и другие. Действие этих правил продлено до 2024 года. 

 

Новая редакция ПНД включается в себя ряд изменений: 

  • Изменилась формулировка самой приоритетной позиции в очереди: раньше это были грузы для ликвидации ЧС, то теперь речь идет о приоритетности, определенной федеральными законами — воинскими, специальными и т. п. К категории прибавятся грузы для северного завоза. 
  • Грузы для ЧС перешли во вторую очередь. В категорию добавлены перевозки для ликвидации последствий военных действий и незаконного вмешательства в регионах, где действуют «отдельные спецрежимы», в том числе контртеррористической операции и повышенной готовности. Таким образом, приоритетный доступ к инфраструктуре могут получить в том числе грузы для присоединенных территорий (режим военного положения) и приграничных районов (режим повышенной готовности). 
  • В приоритете третьей очереди в новой редакции ПНД останутся грузы на основании отдельных актов президента и правительства, то есть экспортный поток угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы и Якутии на Восточном полигоне. 
  • Далее следуют транзитные и субсидируемые грузы, за ними — грузы во внутригосударственном сообщении, где вверху списка приоритетов — перевозки для материального резерва, отправки социально значимых товаров, грузы для ЖКХ и энергетики и посевной кампании.
  • За ними вводится еще одна приоритетная категория — для продукции и сырья для предприятий непрерывного производства. Их перечень планируется утвердить отдельно.
  • За перевозками энергетического экспорта в специализированном подвижном составе следуют перевозки в составе контейнерных поездов. Среди них первой идет продукция лесопромышленного комплекса от производителей, сельскохозяйственный и продуктовый экспорт в контейнерах, а также внутренние перевозки контейнерных грузов предприятий малого и среднего бизнеса.
  • Замыкает список — несырьевой экспорт и сырьевой в полувагонах, при этом некоторый приоритет в рамках категории имеют предприятия, добывающие или перерабатывающие уголь.
  • В ПНД не вошел пункт о приоритетных перевозках в рамках договоров ship-or-pay, возможность введения которых обсуждали ФАС и РЖД.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, на самый проблемный на сети Восточный полигон поток грузов из новых территорий не повлияет. В южных портах, где есть ограничения инфраструктуры, основная проблема связана с подходами, пассажирским движением и повышенным уровнем террористической угрозы, добавил эксперт.

 

На уголь приходится порядка 58% грузопотока БАМа и Транссиба и 70% в экспортном грузопотоке, а на уголь «по поручениям» приходится порядка 90% всех его экспортных объемов. РЖД неоднократно призывало понизить долю угля на Восточном полигоне, оценивая свои дополнительные доходы в 1 млрд рублей в квартал, если перенести уголь «по поручениям» из третьей категории в общую категорию для угля. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+