ЦСР предложил покрывать убытки «Почты России» допналогами продавцов на маркетплейсах
ЦСР предложил переложить убытки «Почты России» в регионах на продавцов крупнейших маркетплейсов. Предлагается, в частности, финансировать «компенсируемый убыток» «Почты» из госбюджета «за счет дополнительных налоговых поступлений от обеления продавцов на маркетплейсах». Госкомпания и эксперты к этой идее отнеслись скептически
Источником поддержки работы «Почты России» в убыточных регионах могут стать налоговые отчисления продавцов товаров на крупных маркетплейсах. Такое предложение содержится в исследовании Центра стратегических разработок (ЦСР), с которым ознакомились «Ведомости». Представитель ЦСР подтвердил подлинность документа.
ЦСР предложил, в частности, финансировать «компенсируемый убыток» «Почты» из госбюджета «за счет дополнительных налоговых поступлений от обеления продавцов на маркетплейсах». Такое «обеление» станет возможным в случае принятия одной из двух регуляторных новелл. Для этого предполагается:
- Наделить маркетплейсы статусом налогового агента продавцов, то есть площадки будут удерживать и перечислять в бюджет определенные суммы с доходов продавцов. Эта сумма позже может быть зачтена продавцами как аванс при их самостоятельной уплате своего налога по применимому налоговому режиму (упрощенная система налогообложения, налог на профессиональный доход и др.).
- Возложить на маркетплейсы «обязанности передавать в ФНС информацию обо всех доходах продавцов, получаемых ими через маркетплейсы».
Функции налогового агента по отношению к налоговым отчислениям сотрудников возложены сейчас на работодателей, отметил юрист практики налоговых споров «МЭФ Legal» Андрей Чугунов. Для самозанятых налог начисляется налоговым органом — он уведомляет налогоплательщика о сумме налога каждый месяц через приложение «Мой налог», добавил он. «Как правило, самозанятый самостоятельно уплачивает налог на основании этого уведомления. Но он также вправе переложить уплату налога на третье лицо — операторов электронных площадок или банки, осуществляющее информационный обмен с налоговым органом», — пояснил собеседник газеты.
Эксперты ЦСР в своем исследовании пишут, что «упрощенная функция налогового агента» позволит маркетплейсу удерживать с каждой выплаты дохода продавцу некую сумму по общей налоговой ставке (например, 1%), а затем перечислять ее в бюджет. Недобросовестные налогоплательщики «де-факто уплатят налог в бюджет», а добросовестные — не столкнутся с ростом налогового бремени, полагают в ЦСР. В исследовании отмечаются два недостатка идеи:
- Во-первых, платеж с продавца будет взиматься раньше, чем это предусматривает Налоговый кодекс, что будет сокращать раньше времени его оборотные средства.
- Во-вторых, универсальный платеж, который будет удерживаться маркетплейсом в счет налога с продавца, не всегда сможет отражать реальную налоговую нагрузку на него.
По словам представителя ЦСР, результаты исследования не обсуждались с профильными ведомствами, эксперты планируют это сделать в ближайшее время. Представитель Wildberries отметил, что инициатива ЦСР заслуживает внимания, но требует детальной проработки со стороны ведомств. Представители Ozon и Lamoda отметили, что их маркетплейсы реализуют прозрачную модель налогообложения и проверяют своих партнеров на комплаенс. В пресс-службе «Яндекс Маркета» отказались от комментариев. В пресс-службах Минфина и ФНС не ответили на запрос «Ведомостей» на момент сдачи статьи.
«В Минцифры такая инициатива от ЦСР не поступала», — сообщил представитель министерства. Представитель Корпорации МСП сообщил газете, что как институт развития МСП она не может «поддерживать инициативы и предложения, которые ухудшают условия работы предпринимателей и ведут к непредвиденным убыткам». Собеседник указал на негативное влияние этой инициативы как на предприятия, торгующие своей продукцией на маркетплейсах, так и на потребителей, «на которых указанные предприятия переложат издержки».
«Почта России» не выступала с подобной инициативой и оценивает ее негативно», — заявил изданию представитель «Почты России».
В мае оператор предложил Минцифры обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд рублей, уплачивать «Почте» инфраструктурный платеж в размере 0,5% от оборота. Совокупно эти платежи должны дать около 30 млрд рублей в год. ЦСР выступает против предложения «Почты России» об инфраструктурном платеже. По оценкам ЦСР, такой платеж может привести к недополученным налогам в размере 2,3 трлн рублей до 2027 года; недоинвестированным капзатратам компаний e-commerce в размере 580 млрд рублей; недооткрытым рабочим местам в 297 000 сотрудников и недооткрытым субъектам МСП в 200 000 предпринимателей. Эксперты прогнозируют рост цен на товары в онлайне на 5% и выше.