Выручка российских фитнес-клубов в октябре 2023 года выросла на 15,1% год к году и по итогам десяти месяцев составляет 142,7 млрд рублей. Об этом сказано в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), в которое входят 2400 клубов из 85 субъектов России.
Продажи клубных карт в среднем выше показателей соответствующего периода 2019-го на 8,2% и выше, чем в 2022 году, на 15,8%. Дополнительных услуг реализовали на 5,1% больше, чем в октябре 2019 года, и на 13,7%, чем в октябре 2022-го. Посещаемость и загруженность клубов практически на докризисном уровне (+0,4%), при этом по отношению к октябрю 2022 году рост составил 12,4%.
«Отрасль в полном объеме вышла на докризисные показатели и во многом превысила их, но в разы увеличились затраты на содержание объектов, зарплату и аренду», — комментирует цифры глава НФС Елена Силина. По ее мнению, речь не идет о каком-то чуде — рост в денежном выражении обусловлен постепенным поднятием цен на клубные карты, абонементы и дополнительные услуги в среднем на 15-20%. «Ощущается недостаточный приток новых клиентов, и это в большей степени заботит отрасль сегодня. Пока в России проникновение фитнеса низкое — в среднем 4,5%. Всего занимающихся в фитнес-клубах чуть больше 6,5 млн человек», — говорит она.
Это подтверждают и участники рынка. «Продажи абонементов и допуслуг в октябре 2023 года выше аналогичного периода 2019-го на 18% и 15% соответственно, но этот рост, к сожалению, ниже уровня инфляции за эти годы, — рассказывает гендиректор World Class Николай Прянишников. — Если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года, то рост составил порядка 20%, но это не вполне объективный показатель из-за объявленной в прошлом году мобилизации».
«По сравнению с октябрем 2019 года выручка восстановилась и даже немного выросла — в пределах 6%. Продажи карт и дополнительных услуг выше на 10,7% и 4,7% соответственно», — рассказывает генеральный директор XFIT Ирина Туманова. Перешагнули докризисные показатели и в сети клубов «Атлетика»: в октябре 2023 года выручка выросла на 20% год к году и на 15% к 2019 году, рост посещаемости — около 10%. «Мы ожидали от октября большего, учитывая высокий сезон. Думаю, что это связано с определенными внешними факторами, например общим ростом цен на фоне санкций», — говорит гендиректор «Атлетики» Ника Кагановская.
Представителей фитнес-сообщества беспокоит общее падение интереса к фитнесу. Туманова констатирует: продажи новых клубных членств стагнируют, а количество присоединившихся к физической активности не растет. «Такое положение дел в основном связано с покупательской осторожностью, общей нестабильностью и сокращением свободного бюджета домохозяйств в текущих экономических и геополитических условиях, — говорит она. — Хотя рост цен на фитнес-услуги был постепенным, происходил поэтапно, благодаря чему воспринимается нашей текущей аудиторией с пониманием, привлекать новых клиентов становится сложнее».
«Люди начали экономить, например на персональных тренировках, ждать акций и демпинга», — отмечает Кагановская. Компании стараются любыми способами разнообразить клиентские предложения. World Class, по словам Прянишникова, делает ставку на бассейны, SPA-центры и семейный спортивный досуг, а также персональный тренинг. XFIT предлагает больше «коротких» абонементов, которые предназначены для людей с ограниченным горизонтом планирования, а также различные преференции и скидки для покупателей новых карт.