Впервые за все время своего президентского срока Джо Байден воспользовался правом вето 20 марта 2023 года. Поводом для неразрешимых разногласий с конгрессом стали три невинные, казалось бы, буквы — ESG. Эта аббревиатура расшифровывается как Environment, Social и Governance и отражает три основных направления повестки устойчивого развития, захватившей мир в последние годы. Теперь маятник качнулся в обратную сторону. В январе 2023 года Министерство труда США позволило американским пенсионным фондам ориентироваться на ESG-составляющую при выборе активов для инвестиций, отменив действовавшее при администрации Дональда Трампа правило руководствоваться только финансовыми показателями. Конгресс попытался отменить нововведение. Байден встал на сторону ESG.
ESG не первый год становится причиной политических скандалов. Еще в 2022 году американские политики-республиканцы начали критиковать инвесторов за то, что их увлечение устойчивым развитием пагубно сказывается на традиционных промышленных отраслях. К ним присоединились финансисты, усомнившиеся в том, что инвестиции в компании, следующие ESG-принципам, приносят большую доходность. Как результат, за 12 месяцев, предшествовавших октябрю 2023 года, крупнейшая компания по управлению активами BlackRock поддержала только 7% ESG-петиций своих акционеров, против почти половины, одобренных в 2021-ом. Еще один инвестгигант Vanguard одобрил только 2% таких предложений, тогда как в 2022-м — 12%.
России до западных проблем далеко. Здесь политика устойчивого развития начала приживаться совсем недавно. По данным летнего опроса Online Market Intelligence, проведенного по заказу «Лаборатории Касперского», только 8% россиян знакомы с термином ESG. Что же касается компаний, для них после начала «спецоперации»* на Украине и беспрецедентного количества санкций, наложенных на Россию, на первый план вышли вопросы банального выживания. В прошлом году многие эксперты опасались, что российские компании вовсе откажутся от публикации нефинансовых отчетов. Эти прогнозы не оправдались. Как выяснил Forbes во время работы над очередным рейтингом лучших работодателей, даже крупнейшие промышленники и банки, отказавшиеся от раскрытия финансовых показателей, все таки отчитались о прогрессе в области устойчивого развития за прошлый год. Порадовали и средние, и совсем небольшие компании — в анкетах, которые они присылали в ответ на запрос Forbes присутствовали и экологические показатели, и информация о принципах корпоративного управления.
Нынешнюю методологию рейтинга мы разработали в 2021 году совместно с компанией KPMG (c 2022 года российской подразделение работает под брендом Kept). Все метрики, по которым мы оцениваем компании, распределены по трем группам, соответствующим аббревиатуре ESG: «Экология», «Сотрудники и общество» и «Корпоративное управление». В зависимости от набранных баллов участники рейтинга попадают в одну из четырех групп «Платина», «Золото», «Серебро» и «Бронза». В новый рейтинг вошли 125 компаний против 118 годом ранее. Количество «платиновых» работодателей увеличилось почти в полтора раза: с 17 до 27. По сравнению с прошлым годом свое представительство в «Платине» увеличили промышленные гиганты: впервые этот статус получили «Северсталь», UC Rusal, два крупнейших золотодобытчика «Полюс» и «Полиметалл», производители удобрений «Фосагро» и «Уралкалий» и независимый производитель газа «Новатэк». Строительная отрасль представлена группой «Самолет». А компанию единственной «дочке» иностранной компании Unilever из прошлогоднего рейтинга составило российское подразделение бельгийско-турецкого пивоваренного холдинга AB InBev Efes. Другие новички – Альфа-банк, «Лаборатория Касперского» и онлайн-ритейлер LaModa.
Подробнее о лидерах рейтинга — в фотогалерее Forbes.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.