Эксперты ЦМАКП оценили потребительскую активность россиян как начавшую затухать
Рост потребления населения, скорее всего, достиг своего пика в третьем квартале, предположил «Коммерсантъ» на основе последних данных Росстата и оценок аналитиков. К концу третьего квартала потребительская активность начала затухать, а численность занятых и спрос на труд — стабилизироваться, отмечают эксперты ЦМАКП
Потребительская активность россиян стала замедлять темпы роста в третьем квартале 2023 года, об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на оценки Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и опубликованные 1 ноября Росстатом данные. Выводы газеты подтверждают данные Сбериндекса о стабилизации трат физических лиц в сентябре и консенсус-прогноз FocusEconomics до конца года.
По оценке ЦМАКП, к третьему кварталу прирост среднемесячных реальных располагаемых доходов составил 0,3% ко второму кварталу 2023 года против плюс 0,9% и 2,1% в предыдущие два квартала. Среднемесячный прирост всех потребительских трат (расходы на товары, услуги, общепит) с учетом сезонности замедлился до 0,3% против 1,6% во втором квартале, оценил ЦМАКП. Опубликованные же 1 ноября данные Росстата свидетельствуют, что в третьем квартале на покупку товаров и оплату услуг население тратило 81,9% своих доходов против 79% год назад.
Реальные денежные доходы населения в третьем квартале в годовом выражении выросли на 4,9% (минус 4,3% год назад), а реальные располагаемые доходы (без обязательных платежей) — на 5,1%. Игорь Поляков из ЦМАКП связал такой рост реальных доходов главным образом с увеличением фонда оплаты труда — 4,5 п. п. в составе показателя. По его мнению, вторым фактором по размеру положительного вклада в рост выступили ненаблюдаемые, в том числе теневые, доходы — 1,3 п. п., третьим — поступления от предпринимательства (0,7 п. п.). Вклад прочих трудовых доходов, в том числе наем у физлиц, зарплаты из-за границы, оплата без договоров, был отрицательным — минус 3 п. п., социальных выплат — минус 1,4 п. п. В ЦМАКП отметили, что «и число занятых, и спрос на труд выходят на плато».
Оборот розницы (траты на товары) в сентябре с учетом сезонности преодолели весь спад 2022 года и вернулись на уровень февраля 2022 года, следует из данных Росстата. Консенсус-прогноз FocusEconomics предполагает, что оборот розницы в 2023 году вырастет на 5,2% после падения на 6% в 2022 году, но к концу года потребительская активность продолжит снижаться. Эти данные расходятся в оценками Минэкономразвития. Министерство полагает, что суммарный оборот розничной торговли, общепита и платных услуг в сентябре показал ускорение роста: до 10% в годовом реальном выражении после 9,4% в августе (плюс 2,1% к сентябрю 2021 года).