Как поставщик McDonald's зарабатывает деньги благодаря умению хранить чужие секреты
Не найдется, пожалуй, ни одного американца, который ни разу в жизни не ел вареного, жареного, пассерованного, запеченного или как-то иначе приготовленного в OSI Group.
Частный производитель продуктов питания, выручка которого за 2022 год составила $7,9 млрд, начинал со свежих булочек для гамбургеров для McDonald's: их выпускали по устной договоренности 1955 года с одним из первых владельцев сети Рэем Кроком. В течение долгих лет OSI Group и ее глава Шелдон Лавин расширяли партнерство с McDonald's, включая в него все, что можно.
Сегодня 65 заводов OSI Group в 18 странах могут приготовить любое мясо, которое компания пожелает продать. Несмотря на то, что с конвейера изготовителя сходит замороженная пицца DiGiorno для Nestlé, стейки, карнитас (мясная начинка для тако), барбекю, софритас (веганская версия буррито), фасоль и разные виды сальсы для ресторанов мексиканской кухни Chipotle, сосиски Oscar Mayer для Kraft Heinz, бургеры на растительной основе для Impossible Foods, а еще целые фуры хлебных лепешек, панини, макарон с сыром, супов, чили или просто мяса для приготовления чили, McDonald's остается постоянным клиентом компании. Попутно Шелдон Лавин из OSI Group стал миллиардером.
В мае Лавин умер в возрасте 90 лет, и новым председателем совета правления стал его сын Стивен. И хотя Лавин-младший по специальности адвокат, он собственными глазами видел, как его отец вывел предприятие из разряда семейного магазина под названием Otto & Sons в категорию крупнейших перерабатывающих пищевых комбинатов в мире. По оценкам Forbes, после смерти Шелдона Лавина состояние Стивена и его семьи превышает $3,9 млрд.
Передача полномочий в компании из Ороры, что в штате Иллинойс, пришлась как раз на то время, когда задул ветер перемен. Преимуществ у нее много. Большие обороты производства дают фору в ценообразовании, помогая привлекать к сотрудничеству новые организации, а впечатляющий перечень клиентов и сложившаяся за несколько десятилетий репутация надежного партнера (компания работает с секретными рецептурами целого ряда торговых марок и тщательно их бережет) свидетельствуют о том, что от имеющихся договоренностей никто отказываться не намерен. Однако изменение климата грозит мясной промышленности полным переделом рынка, поскольку аномальные погодные условия нанесут сельскохозяйственным культурам значительный ущерб и спровоцируют нехватку воды для скота. С учетом возможной рецессии в США продовольственные бренды, поставляющие товары в продуктовые магазины, постепенно сокращают расходы. Заручиться финансовой поддержкой инвесторов становится все труднее. Цены на сырье растут параллельно со стоимостью рабочей силы.
Стивен Лавин заявляет, что в OSI Group его главными приоритетами являются развитие компании, помощь руководству в поисках подходящих решений для клиентов и обеспечение продовольственной безопасности. «Я не мыслю категориями препятствий, ― сообщил он Forbes в электронном письме. ― Там, где появляется какая-то трудность, всегда есть шанс обернуть ее себе на пользу».
Лавин-младший, распоряжающийся семейными фондами, руководит процессами внутри предприятия уже долгие годы, и его отец готовил его к этому моменту. На помощь ему всегда готов прийти генеральный директор компании Дэвид Макдональд, который проработал в OSI 36 лет, в том числе на должности финансового директора. Но, пока Лавин стоит у руля OSI Group, ему непременно придется освоить то, чему отец его научить, возможно, не успел.
Главный урок, который Лавин-старший все-таки успел ему преподать — осмотрительность. «Я контролирую все наше имущество, ― заявил Стивен Лавин в электронном письме Forbes. ― Подробности о нем ― личное дело».
Низкая маржинальность
McDonald's остается значительной частью бизнеса OSI Group почти 70 лет. Вполне вероятно, доход компании от сети фастфуда составляет около 3% от всей выручки. Совокупный коэффициент прибыльности OSI Group находится на отметке 10%. Это означает, что предприятие должно защищать рецепты, стратегии и другую деловую информацию брендов-партнеров.
«Они хорошо хранят любые секреты», ― признает старший партнер Whole Brain Consulting Уильям Мэдден, управляющий крупнейшей аутсорсинговой фирмой в пищевой промышленности США.
Благодаря этому OSI Group стала главным игроком отрасли, в которой на самые крупные и узкоспециализированные линии производства обычно приходится наибольшая доля бизнеса. Контракты на изготовление пищевых продуктов бывают «и хорошими, и плохими», но альтернатива в виде фирменного завода в собственности бренда приносит еще меньшую выгоду, поясняет Адам Уэглей, соучредитель и генеральный содиректор венчурного фонда Butterfly Equity.
«Это игра на масштабирование, ― говорит он Forbes. ― Опасность заключается в том, что имеется несколько гигантов рынка вроде OSI, которые занимаются совместным изготовлением в огромных объемах. Зарабатывать деньги в этой нише крайне сложно. Победа всегда за крупными игроками ― благодаря низкой стоимости производства и транспортировки».
Скромные истоки
OSI Group выросла из мясной лавки Otto & Sons, которую в 1909 году открыла семья немецких иммигрантов Кольшовски. Первого успеха предприятие добилось, когда в сложной и запутанной системе из 150 поставщиков говядины по всей стране Крок выбрал для McDonald's лишь пять. Заветное место предложили и Otto & Sons, но семейству нужны были деньги на сооружение первого промышленного мясокомбината с криогенными установками мгновенной заморозки, которые так хотел Крок. В конце 1960-х, чтобы разобраться с оформлением сделки, наняли 38-летнего банкира Шелдона Лавина.
В McDonald's настолько впечатлились работой Шелдона, что предложили дать ему долю собственности компании-поставщика, и к концу 1980-х банкир стал полноценным партнером с половиной всего уставного капитала. Когда он вступил в должность генерального директора, фирму переименовали в OSI Group, а сам руководитель со временем выкупил долю у последнего сына основателя и стал мажоритарным владельцем предприятия.
Между тем Лавин-младший учился на бакалавра бухгалтерского учета в Иллинойском университете, затем окончил юридический факультет Университета Лойолы в Чикаго. Он собственными глазами видел, как отец налаживает бизнес компании с McDonald's в Германии, Испании и странах Центральной и Южной Америки. Лавин-старший потратил годы, пытаясь спрогнозировать будущее компании, и облетел весь мир, чтобы заручиться поддержкой местных мясокомбинатов.
«Мы стремились не отставать от McDonald's и выкладывались на полную, ― рассказывал Шелдон Лавин в редком интервью изданию Harvard Business Review в 2001 году. ― Мы даже ввели в обиход слово «макдональдизация», потому что понимали цели McDonald's, были знакомы с системой и нуждами компании, а также умели с ними взаимодействовать».
Чтобы угодить клиенту, Шелдон Лавин не боялся браться за рискованные проекты, требовавшие больших капиталовложений: выращивание салата для Биг Маков в Китае, помощь в разработке рецептуры куриных наггетсов и эксперименты с беконом круглыми кусочками.
Пока Стивен Лавин открывал в Хайленд-Парке, что в штате Иллинойс, собственную юридическую фирму, специализирующуюся на финансовом секторе и корпоративных судебных разбирательствах, его отец налаживал деловые связи не только с McDonald's. К 2000 году порядка $650 млн, или 15% всей выручки, обеспечивали другие клиенты вроде KFC и Pizza Hut, а также бренды полуфабрикатов от таких гигантов, как ConAgra и Nestlé.
«Они особо не светятся, ― говорит Мэдден из Whole Brain Consulting. ― И со всеми своими клиентами поддерживают очень тесные контакты».
Полный список заказчиков OSI Group остается тайной. Но очевидно, что связи у холдинга весьма обширные. Он держит доли во множестве предприятий пищевой промышленности. К примеру, с 2006 года компании принадлежит бизнес Amick Farms ― одной из крупнейших птицефабрик Америки. Также OSI Group уже много лет имеет значительную долю капитала во втором по величине мясокомбинате Бразилии Marfrig, который за несколько сделок с 2018 по 2020 годы поглотил четвертый по величине завод говядины в США National Beef. Ранее OSI Group была представлена в совете директоров Marfrig.
Современный рацион
Тем временем Стивен Лавин заключал свои собственные сделки. Он вложился в инвестиционную фирму Germin8 Ventures, которая специализируется на технологиях в сферах пищевой промышленности и сельского хозяйства и которую основал его сын Майкл Лавин. Germin8 Ventures финансировала несколько стартапов в области искусственного интеллекта и больших данных, включая платформу для ведения умного фермерского хозяйства на базе искусственного интеллекта, разработчика ПО для управления ранчо и сбором урожая, проект цифровой инфраструктуры для обработки зерна и даже поисковый движок на основе каталогов молекулярных соединений в растениях ― все с расчетом на то, что данные можно использовать для «трансформации современного рациона». Лавин — директор, главный консультант и советник компании.
Стивен Лавин также соучредитель и директор организации Silver Road Capital Group, которая называет себя финансовой консалтинговой фирмой, стремящейся «стать мостом между Израилем и миром». А еще с 2005 года предприниматель был руководителем американского подразделения израильского Bank Leumi, став в 2012-м председателем совета правления.
К счастью для Лавина, отец оставил после себя компанию, которая, согласно оценкам экспертов, располагает внушительным объемом средств. Конкурентов OSI Group опережает благодаря поглощениям, среди которых можно назвать покупку быстрорастущего подрядчика-изготовителя Hearthside. Предприятие открылось в 2009 году и сегодня заявляет о годовой выручке в размере $4,3 млрд. Данным бизнесом владеют два частных инвестиционных фонда, и его мощности складываются из 41 завода в США и Европе.
Перспективный вектор дальнейшего развития для OSI Group ― укрепление позиций среди торговых марок на полках розничных продуктовых магазинов, а не в низкомаржинальной нише фастфуда с более жесткой конкуренцией. Консультант Курт Шнайдер, ученый с более чем 20-летним стажем исследований и разработок в сфере пищевой промышленности, полагает, что таким образом компания станет конкурировать непосредственно с потребительскими брендами.
По словам эксперта, розница для OSI Group ― отличный вариант получения еще большей прибыли. Он отмечает, что компания General Mills недавно закрыла завод по изготовлению корма для домашних животных и отдала это направление на аутсорс частному подрядчику. «Это те самые клиенты, которым так рады в OSI Group, ― уверен Шнайдер. ― Подобные гиганты рынка могут запросто обеспечить необходимую рентабельность бизнеса».
Обратная сторона — это «надевание наручников», предупреждает он: «OSI придется соблюдать правила и регламенты General Mills. Нужно будет делать именно так, как требуют они, либо производство делегируют кому-нибудь другому». Но в этом OSI Group, вне всякого сомнения, преуспела.
Что же компания планирует делать дальше? Немногословный Лавин говорит загадками. «С течением времени просматривается вдумчивое расширение и диверсификация, ― интригует он Forbes. ― И в будущем это продолжится».
При содействии Сьюзен Радлауэр
Перевод Антона Бундина