Взять в оборот: железнодорожные вагоны продолжают дорожать
Вагоны дорожают быстро. Сегодня заключить контракт на покупку типового полувагона можно по цене 4,5–6,5 млн рублей за единицу, инновационного (то есть вагона большей грузоподъемности. — Forbes) — 6,2–7,5 млн рублей, отмечают авторы исследования Информационного центра операторов (ИЦО, готовит аналитику для крупнейших игроков рынка), которое есть в распоряжении Forbes. Для сравнения, в опубликованном в 2021 году исследовании Союза операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейшие операторские компании) стоимость стандартного полувагона оценивалась в среднем в 3,5 млн рублей, инновационного — в 3,5–3,9 млн рублей. То есть за полтора года вагоны подорожали почти в два раза.
Обычно стоимость вагонов связана с нагрузкой на железнодорожную сеть: чем больший объем товаров перевозится, тем дороже подвижной состав. Но сейчас ситуация иная. По итогам сентября погрузка на сети железных дорог увеличилась лишь на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 100,9 млн т. Незначительный рост зафиксирован и по итогам девяти месяцев 2023 года — погрузка выросла на 0,6%, до 926,8 млн т.
Почему дорожают вагоны
Одна из основных причин роста цен — грядущая обязательная замена вагонного парка. Запрет на продление срока службы вагонов введен с 2016 года. Очередное массовое списание вагонов по сроку службы предстоит рынку в 2024–2030 годах. Нормативный срок службы вагонов сегодня составляет от 22 до 40 лет в зависимости от их типа. Полувагоны служат 22–32 года, цистерны — 32 года, фитинговые платформы — 40 лет.
«Конечно, производители видят, что предстоит волна списаний», — напомнил Forbes источник из числа крупнейших клиентов РЖД.
Еще одна причина — растущий спрос. Основной предпосылкой к увеличению стоимости вагонов заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает рост спроса на подвижной состав — прежде всего не со стороны операторов, а со стороны лизинговых компаний.
«Грузовладельцы же активно закупают вагоны, потому что ужесточаются условия транспортного обслуживания со стороны операторов. Растут ставки, растут штрафы, ухудшаются условия взаиморасчетов», — добавляет эксперт.
Источник Forbes из числа крупнейших клиентов РЖД напоминает, что на сети железных дорог сегодня существует дефицит пропускных мощностей. На фоне санкций российские производители лишились выхода на западные рынки. Это привело к переориентации грузопотоков на восток, в то время как Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали, несмотря на масштабные проекты расширения Восточного полигона, не в состоянии обеспечить ритмичную доставку всех грузов на экспорт через порты Дальнего Востока. «Сеть перенапряжена, количество внештатных ситуаций растет, наблюдается нехватка локомотивов. На этом фоне производители вагонов действуют в соответствии со своими коммерческими интересами и реагируют на рост спроса», — говорит он.
Влияет ли на рост стоимости вагонов связанный с санкциями рост цены компонентов? Собеседники Forbes не смогли дать такую оценку, называя тему табуированной.
Почему дорожает аренда вагонов
Дорожают не только сами вагоны, быстро растет и стоимость их аренды, следует из данных аналитиков. Например, по данным ИЦО, ставки аренды на нефтебензиновые цистерны с сентября 2022 года увеличились на 32%, до 1800 рублей за вагон в сутки (в сентябре 2022 года годовой рост составил 31%).
Ставка аренды полувагона в сентябре 2023 года была 2080 рублей в сутки, это на 24% больше, чем год назад (в сентябре 2022 года прирост также составил 24%).
«Основная причина роста ставок — ухудшение оборота вагона, — говорит президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. — При тех же объемах погрузки требуется больше вагонов». Иными словами, каждый вагон дольше находится в пути (например, под погрузкой, выгрузкой или в ожидании локомотива) в результате несогласованности действий перевозчика, которым выступают РЖД, предоставляющие локомотивы, грузоотправителей и операторов (владеют вагонами, но не локомотивами). Из-за сбоев в перевозочном процессе тем же парком вагоном получается перевезти меньше грузов.
«Основной проблемой, которая сегодня существует на сети является дефицит пропускных способностей, который усугубился на фоне введения санкций и переориентации грузопотоков на восток, — уточняет эксперт. — Динамика пока будет положительной, то есть рост [ставок] продолжится».