Невзлетная полоса: как выживают закрытые с начала «спецоперации» 11 аэропортов
Пустующие аэропорты
Утром 24 февраля 2022 года вокруг симферопольского аэропорта было необычайно пусто: ни такси, ни автобусов, ожидающих прилета пассажиров. Почти безлюдно было и внутри. Тем не менее тех, у кого были билеты на этот день, но кто почему-то не увидел рассылку от авиакомпаний об отмене рейсов, в аэровокзал пускали. На стойках пассажиров ждали неприятные новости: например, компания Nordwind предлагала перенести вылет с 24 февраля на период со 2 марта по 26 апреля или вернуть деньги за билет. С другими маршрутами тоже было сложно. На городском железнодорожном вокзале стояла огромная очередь, хотя билеты на этот день были распроданы.
То же развитие событий наблюдалось с утра 24 февраля в аэропорту Сочи и на железнодорожных вокзалах как в Сочи, так и в близлежащем Адлере. За такси до Москвы, обычно стоящее от 50 000 рублей до 80 000 рублей за поездку, запрашивали до 120 000 рублей. Всего перестали работать 11 аэропортов.
В то утро президент Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции»*. Тогда же Росавиация закрыла до 2 марта аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Ростова-на-Дону, Симферополя, Ставрополя и Элисты. К вечеру регулятор исключил из этого списка Ставрополь и добавил аэропорт Липецка. Росавиация предложила российским авиаперевозчикам организовать альтернативные маршруты по России: тех, кто собирался лететь из или в Брянск, Воронеж, Белгород, Курск и Липецк, рекомендовалось доставить в московские аэропорты. Направлявшихся из или в Симферополь, Геленджик, Анапу и Краснодар — в открывшийся в тот же день аэропорт Сочи. Следующих в Ростов-на-Дону и Элисту — в аэропорт Волгограда. Ростуризм извещал на своем сайте, что «в регионах России, где временно приостановлена работа аэропортов, находится около 150 000 туристов, и основная их часть — в Крыму и в Краснодарском крае» (сейчас эта страница ведомства недоступна).
Министерство транспорта вечером 24 февраля заявило, что скопления пассажиров в 11 аэропортах не допущено и ситуация «полностью нормализовалась». Кроме того, «для полной нормализации авиасообщения принято решение создать на базе аэропорта Сочи временный хаб» для перелетов по стране и за рубеж. РЖД сформировали семь дополнительных составов, чтобы перевезти пассажиров закрытых аэропортов Краснодарского края. Отправлялись эти поезда с вокзалов Краснодара, Адлера, Новороссийска и Анапы.
Ожидалось, что на юге России небо будет закрыто недолго. В первую неделю Росавиация объявила, что аэропорты не будут работать до 5 марта, затем — до 8 марта. Далее оповещения о продлении запрета полетов повторялись каждую неделю до 30 декабря 2022 года. После этого регулятор прекратил их публикацию.
Государство помогло
Прошло чуть больше месяца после начала «спецоперации» и правительство решило поддержать закрытые аэропорты субсидиями. 6 апреля министр транспорта Виталий Савельев заявил, что «аэропорты, которые сегодня вынужденно закрыты, получат субсидии со стороны правительства, президентом эта субсидия поддержана, для того чтобы они могли восстановить те потери, которые получили».
С 16 мая по 6 июня все 11 закрытых аэропортов подали в Росавиацию заявки на получение субсидий из резервного фонда правительства, к 20 июня ведомство их рассмотрело, и в июле все эти аэропорты свои гранты получили. Как объясняли в Росавиации, эта господдержка выделялась «на частичное возмещение операционных расходов в период введения режима временного ограничения полетов, в первую очередь на оплату труда персонала».
Больше всего было выделено Симферополю — 436 млн рублей, Ростову-на-Дону — 297 млн рублей, Краснодару — 259 млн рублей, Анапе — 112 млн рублей, Воронежу — 73 млн рублей, Геленджику — 33 млн рублей. Аэропортам Черноземья досталось меньше: белгородскому — 43 млн рублей, брянскому — 14 млн рублей, липецкому — 12 млн рублей, элистинскому — 10 млн рублей, курскому — 4 млн рублей. Всего 1,3 млрд рублей, как и планировало правительство.
Однако к августу стало понятно, что простой аэропортов затягивается, и было решено выделить еще 1,8 млрд рублей, а затем еще около 2,5 млрд рублей. В октябре 2022 года глава правительства Михаил Мишустин объявил о выделении дополнительной поддержки аэропортам в размере 2 млрд рублей. Всего за 2022 год закрытые аэропорты получили от государства примерно 7,5 млрд рублей. За май — сентябрь 2023 года из резервного фонда правительства им дважды выделялись субсидии на компенсацию операционных расходов и процентов по кредитам: 2,5 млрд рублей в мае и 2,6 млрд рублей в сентябре. Итого около 12,5 млрд рублей, которые распределялись примерно в таких же пропорциях, как и первые гранты.
Много это или мало? По итогам 2021 года, когда российские авиакомпании стали выздоравливать от проблем, принесенных ковидом, совокупная выручка аэропортов, обслуживших больше миллиона пассажиров (таких было 32, или 87% всего аэропортового трафика страны), составила 148 млрд рублей, а чистая прибыль — 45 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации туроператоров (АТОР). Сколько из этих средств пришлось на 11 закрытых аэропортов, неизвестно.
Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт», объясняет, что «решения об объеме выделяемых [аэропортам] средств принимаются исходя из фактических затрат, которые несут операторы на поддержание в исправном состоянии аэродромной инфраструктуры и части затрат для сохранения персонала». Естественно, говорит он, от аэропорта к аэропорту эти расходы меняются. «У некоторых операторов — в первую очередь это касается аэропортовых холдингов — есть возможность минимизировать негативные последствия: они совершают маневр персоналом, оперативно перенаправляя из одного аэропорта в другой людей, которые остались без занятости», — говорит эксперт.
В качестве альтернативы Пантелеев приводит аэропорт Симферополя, который не входит в какой-либо холдинг с активами в других регионах. «Конечно, можно перенаправлять людей не только в рамках холдинга, но отправлять на повышение квалификации, в региональные программы занятости, как было в период ковида, — вспоминает директор агентства. — Тогда невостребованных аэропортовых грузчиков отправляли в логистические центры, обслуживающие торговлю, а водителей спецтехники — работать на тех же самых погрузчиках на складах».
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов напоминает, что у аэропортовых компаний, которые не входят в сильные группы вроде «Новапорта» (принадлежит Роману Троценко, №38, $3,2 млрд) или «Аэродинамики» (ранее «Базэл Аэро»), есть еще один источник субсидирования — региональный бюджет. «Но это зависит от области, от ситуации, от возможностей региона, от готовности региона выделять деньги», — говорит Пантелеев.
На голодном пайке
В любом случае с начала 2022 года закрытые аэропорты оказались на голодном пайке и подсчитывали убытки.
По данным «СПАРК-Интерфакс» в 2022 году, например, у аэропорта Анапы группы «Аэродинамика» выручка упала с 2,2 млрд рублей до 190 млн рублей. Прибыльное предприятие (972 млн рублей в 2021 году) ушло в убыток на 184 млн рублей. И так практически по каждой гавани. Крупный аэропорт Симферополя снизил выручку с 9,7 млрд рублей до 0,7 млрд рублей, а прибыль 2021 года 4,2 млрд рублей обернулась в 2022-м убытком 1,8 млрд рублей.
«Работники закрытых аэропортов выведены в простой, — сообщали в группе компаний «Аэродинамика», управляющей закрытыми гаванями Краснодара, Анапы и работающего Сочи. — Небольшая часть сотрудников привлекается для работы в высокий сезон в аэропорт Сочи». За время простоя персоналу выплачивается две трети зарплаты. В группе надеялись, что с августа им разрешат открыть краснодарский аэропорт, так как перевозчики были готовы «в течение недели возобновить регулярные рейсы на внутренних и международных направлениях из Краснодара, используя воздушный коридор через Майкоп и Сочи в облет зоны ограничений». Однако Росавиация в очередной раз продлила запрет работы для всех, в том числе и для Краснодара.
Как рассказывал в одном из интервью Максим Петрухин, генеральный директор «Аэропорта Элиста», входящего в СП «Аэропорты большой страны» «Новапорт Холдинга» и «Аэропортов регионов», в режиме простоя у них находились 69 сотрудников (по данным СПАРК, среднесписочная численность «Аэропорта Элиста» составляет 154 человека). Остальные были заняты тем, что поддерживали в эксплуатационном состоянии технику, здания и аэродром».
Заместитель генерального директора по PR и GR симферопольского аэропорта Игорь Лаптев отметил, что «финансовая поддержка аэропорту помогла не вводить на предприятии режим простоя, полностью сохранить трудовой коллектив — высококвалифицированных специалистов редких для региона специальностей, а инфраструктура, техника и оборудование поддерживаются в постоянной готовности к обслуживанию рейсов сразу после снятия ограничений». Для сохранения квалификации сотрудники постоянно проходят интенсивное обучение и тренировки, говорит топ-менеджер, для них организуются стажировки в других аэропортах. В отсутствие рейсов в аэропорту внедрили отечественную цифровую систему анализа и предоставления данных обо всех бизнес-процессах компании.
Директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты регионов» (управляет в том числе закрытым аэропортом «Платов» Ростова-на-Дону, доля в котором принадлежит «Ренове» Виктора Вексельберга, №24, $6,8 млрд) Евгений Красиков сообщил, что «аэропорт «Платов» получает поддержку в соответствии решениями правительства». «Несмотря на ограничение использования воздушного пространства, аэропорт непрерывно поддерживает состояние летной годности и готовности к приему воздушных судов, включая нахождение на рабочих местах персонала дежурных смен аэропорта, присутствие которого необходимо для приема и обслуживания самолетов, — рассказал Красиков. — В аэропорту в полном объеме проводится подготовка к осенне-зимнему периоду, которая включает в себя обучение персонала, подготовку объектов инфраструктуры, спецтранспорта и техники к функционированию в холодное время года». По его словам, за время «действующего ограничения на полеты ни один из сотрудников аэропорта не был сокращен или уволен, всем выплачивается заработная плата в соответствии с Трудовым кодексом».
Сергей Рудаков, генеральный директор «Новапорт Холдинга», управляющего закрытыми аэропортами Белгорода и Воронежа, и Виталий Коренюгин, представитель «Аэродинамики» (ранее «Базэл Аэро»), управляющей гаванями Краснодара, Анапы и Сочи, на вопросы Forbes не ответили.
Коммерция и гостайна
Финансовые потери аэропортов не ограничились отсутствием платы за обслуживание гражданских воздушных судов. По оценкам АТОР, ощутимую долю в доходах аэропортов, как минимум 10%, составляли аренда и комиссии от кафе, ресторанов, магазинов — как брендированных, так и duty free.
Компания RegStaer (на 60% принадлежит швейцарской Dufry) — оператор магазинов беспошлинной торговли в нескольких московских аэропортах, а также в закрытых аэропортах Краснодара и Ростова-на-Дону. В аэропортах, попавших под запрет, и рестораны, и торговые точки были закрыты, однако, по данным СПАРК, RegStaer свою выручку уменьшил не сильно: с 231 млн рублей в 2021 году до 223 млн рублей в 2022-м. А вот убыток компании и вовсе снизился в 10 раз: с 106 млн до 10 млн рублей. Парадокс? В пояснениях к бухгалтерской отчетности компании говорится, что после того, как несколько южных аэропортов работать перестали, весь южный пассажиропоток направился через ставший хабом Сочи, и расходы пассажиров в сочинском duty free с лихвой компенсировали потери от закрытия магазина в аэропорту Краснодара.
В RegStaer отказались от комментариев для Forbes. Не стала отвечать на наши вопросы и директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева.
Впрочем, у закрытых аэропортов осталась статья доходов, на которую прекращение полетов гражданской авиации не повлияло, — обслуживание самолетов государственной авиации. «В воздушном кодексе авиация Министерства обороны, Росгвардии и МЧС так и называется — государственная авиация, — объясняет Пантелеев из «АвиаПорта». — Ограничения, которые распространяются на гражданскую авиацию, не распространяются на государственную: эти рейсы, как и в обычное время, должны обслуживаться операторами гражданских аэропортов». По словам эксперта, «механизмы компенсации расходов были разработаны давно, к «спецоперации» никакого отношения не имеют, и, когда на какой-то гражданский аэродром прилетает самолет госавиации, экипаж, естественно, ни с чемоданами денег, ни с платежками не бегает, просто по прошествии какого-то времени оператор аэропорта передает подтверждающие документы авиационным властям». «По понятным причинам информация об объеме этих выплат никогда не афишировалась, это закрытая информация», — рассказывает он.
Закрытый сейчас для гражданских воздушных судов, но продолжающий обслуживать военную авиацию аэропорт совместного базирования (гражданский и военный одновременно) Курск-Восточный в декабре 2022 года подвергся атаке украинского беспилотника. Как сообщал местный губернатор Роман Старовойт, после атаки загорелся нефтенакопитель. По крайней мере до конца 2010-х в этом аэропорту базировался 14-й гвардейский истребительный авиаполк, оснащенный истребителями МиГ-29СМТ и СУ-30СМ.
Еще в августе 2007 года российское правительство издало распоряжение, в котором утвердило перечень аэродромов совместного базирования (изменялся вплоть до 2023 года). Из закрытых сейчас для гражданских рейсов аэропортов в перечень вошли Белгород, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Ростов-на-Дону и Симферополь.
Расширять или консервировать
Пользуясь вынужденным простоем, владельцы некоторых закрытых аэропортов принялись их реконструировать. «То же самое было во время пандемии: когда из-за спада объемов перевозок аэропорты принимали и отправляли минимальное количество рейсов, их операторы, запланировавшие масштабные инвестиции, стали ускорять выполнение работ, — напоминает Пантелеев из «АвиаПорта». — Это очевидная и понятная бизнес-логика».
«Аэродинамика» объявила в сентябре 2023 года, что реконструирует за 50 млрд рублей краснодарский аэропорт «Пашковский». «Дочка» компании, «Аэропорт Краснодар», вложит 25 млрд рублей, Краснодарский край выделит на строительство дорог около 10 млрд рублей, федеральный центр (на создание перрона и сопутствующих объектов) — по 1,5-2 млрд на каждый. Реконструкцию планируют завершить к началу 2027 года.
Частная компания «Международный аэропорт Липецк» (51% принадлежит ГК «Аэрофьюэлз», остальное — частному лицу) выиграла в феврале 2023 года аукцион на право аренды аэровокзального комплекса казенного предприятия «Липецкий аэропорт». Тогда областное правительство объявило, что фирма будет не только 30 лет вносить арендную плату, но и вложит в реконструкцию около 0,5 млрд рублей. Инвестиции должны пойти на расширение топливозаправочного комплекса, обустройство фасада и закупку специализированного оборудования.
«Аэропорты большой страны» принялись за модернизацию пассажирского терминала аэропорта Элисты, запланировав вложить 140 млн рублей.
Но есть на рынке гражданской авиации и менее оптимистично настроенные участники. Многие замечают, что «спецоперация» затягивается, и задаются вопросом, не лучше ли было законсервировать простаивающие аэропорты. Пантелеев из «АвиаПорта», с одной стороны, не видит «большого смысла переходить к консервации». «В среднестатистическом аэропорту половина затрат — это фонд оплаты труда, а персонал — это самая большая ценность для оператора аэропорта, — говорит он. — Персонала стало меньше, чем в доковидном 2019 году». По словам Пантелеева, из-за того что аэропорты закрыты, сократились и расходы на поддержание инфраструктуры аэровокзального комплекса.
С другой стороны, эксперт признает, что, «когда первый раз вводили ограничение, речь не шла о том, чтобы повесить на аэровокзал замок, все исходили из того, что скоро сообщение будет восстановлено». Прошло полтора года. «Сейчас, когда появилось понимание, что завтра это [восстановление авиасообщения] не произойдет, можно действительно более агрессивно сокращать расходы и какие-то объекты консервировать, чтобы еще больше сократить расходы на их поддержание», — предполагает Пантелеев.
Генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий настроен более решительно, он считает, что законсервировать простаивающие аэропорты «давно пора». «В моем понимании внешних и внутренних факторов, все это [«спецоперация»] будет продолжаться еще долго, — говорит эксперт. — А собственникам надо бы задуматься, чтобы законсервировать свои аэропорты». Почему же этого не происходит? Ланецкий полагает, что бизнес останавливает имеющееся пока политическое решение консервацию не проводить. Кроме того, он допускает, что у игроков рынка «может еще сохраняться иллюзия, что «спецоперация» быстро закончится».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.