Как российские производители цветных металлов справляются с последствиями СВО
В результате «спецоперации»* на Украине черная металлургия оказалась одной из самых пострадавших отраслей российской экономики. После того как Евросоюз ввел санкции против российских сталеваров, ограничив импорт некоторых видов стальной продукции из России, сталеварам пришлось спешно перестраивать экспортные цепочки и бороться за место на внутреннем рынке. В итоге, по данным Федеральной таможенной службы, экспорт черных металлов из страны в 2022 году сократился на 15,2%, до $24,5 млрд. При этом поставки за рубеж изделий из черных металлов, наоборот, выросли на 8,8%. Впрочем, в стоимостном выражении они в разы меньше — всего $4,3 млрд по итогам прошлого года.
А как чувствует себя российская цветная металлургия? Forbes проанализировал обрывочные данные по основным компаниям отрасли, чтобы разобраться, с какими проблемами они столкнулись и как перестроили бизнес.
Доля рынка
Россия занимает ведущие позиции в мире по производству алюминия, никеля и меди. Долю российского производства алюминия UC Rusal, который в 2022 году выпустил 3,835 млн т металла, оценивает в 5,6%. Доля главного российского производителя никеля, компании «Норильский никель», в мире, по его собственной оценке, составляет 17% (производство в 2022 году — 218 700 т).
Доля российской меди в мировом производстве гораздо более скромная. Медь в России, кроме «Норникеля», производят Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Русская медная компания (РМК). Сам «Норникель», который произвел 433 000 т меди в прошлом году, оценивает свою долю в мировом производстве меди в 2%, УГМК и РМК, не являющиеся публичными компаниями, производственных данных не публикуют, а сайт последней и вовсе закрыт на реконструкцию.
В то же время в годовом отчете «Уралэлектромеди», головного предприятия УГМК, говорится, что эта компания остается ведущим производителем меди и оценивает свою долю в мировом производстве в 2022 году в 2,1%. «Уралэлектромедь» не приводит показателей за 2022 год, но сообщает, что в нынешнем намерена произвести 391 288 т медных катодов (пластин) и 224 998 т медной катанки (заготовки для изготовления проволоки). Производственные мощности РМК составляют 220 000 т катодов и 235 000 т медной катанки в год.
По данным аналитической компании GlobalData, Россия в 2022 году находилась на 11-м месте по объемам производства меди, и ее доля на мировом рынке составляла всего 3%.
UC Rusal: без сырья
«UC Rusal смог оперативно перестроить поставки сырья и логистические цепочки, а также успешно перенаправить потоки готовой продукции на внутренний и азиатские рынки», — заявил генеральный директор компании Евгений Никитин, слова которого приводятся в отчете компании за 2022 год.
В 2022 году UC Rusal столкнулась с ограничениями и серьезными трудностями после того, как Австралия запретила поставлять в Россию глинозем и алюминиевую руду. Кроме того, остановилось производство на расположенном на Украине Николаевском глиноземном заводе компании. Частично восполнить дефицит сырья удалось за счет Китая. S&P Global сообщала со ссылкой на данные китайской таможни, что в 2022 году экспорт глинозема из Китая вырос на 741,4%, до 1 млн т. Рост был обусловлен в том числе увеличением поставок в Россию: экспорт китайского глинозема в декабре 2022 года вырос на 54,6% по сравнению с предыдущим месяцем, составив 90,3% от общего объема экспорта глинозема страны, указывает S&P. Однако, по сообщению Reuters, в последние месяцы глинозем стал менее доступен в Китае по мере восстановления внутреннего производства алюминия, и UC Rusal пришлось увеличить импорт глинозема из Индии и Казахстана.
Федеральная таможенная служба (ФТС) прекратила публиковать ежемесячные данные по экспорту, сообщив лишь, что в 2022 году Россия экспортировала алюминия и изделий из него на 7% больше, чем в 2021-м, на общую сумму $9,2 млрд без указания объемов. При этом Китай за 2022 год нарастил импорт российского алюминия почти в два раза — на 93,88%, примерно до 538 600 т.
В первом полугодии 2023 года общая выручка UC Rusal снизилась с $7,2 млрд до $5,9 млрд, свидетельствует отчет компании за этот период. «Первая половина 2023 года принесла новые трудности. США ввели 200%-ную пошлину на импорт алюминия и алюминиевых товаров из Российской Федерации, Высший антикоррупционный суд Украины принял решение о конфискации у компании Николаевского глиноземного завода, наконец, что не менее важно, сохраняется угроза введения санкций со стороны ЕС», — заявил председатель совета директоров компании Бернард Зонневельд в отчете UC Rusal.
В отчете также указывается, что доля Европы в выручке компании в первом полугодии 2023 года снизилась в годовом выражении с $2,9 млрд, или 40% от общей выручки, до $1,9 млрд, или 31%. Доля Северной и Южной Америки сократилась с $501 млн (7%) до $95 млн (2%). Зато доля азиатского рынка выросла c $1,6 млрд (23%) до $1,98 млрд (33%). Поставки в страны СНГ снизились в денежном выражении c $2,1 млрд до $1,97 млрд, но доля этого рынка в общей выручке UC Rusal выросла с 29% до 33%.
По данным китайской таможни, на которые ссылается аналитик ФК «Финам» Оксана Лукичева, за первые восемь месяцев нынешнего года экспорт алюминия из России в денежном выражении вырос в годовом выражении в два раза, до $1,6 млрд. «Поскольку цены на алюминий упали, видимо, резко выросли и физические объемы поставок», — полагает Лукичева. «Несмотря на заявленную многими компаниями переориентацию на Китай, не все российские металлы смогли отвоевать дополнительное место на китайских рынках, — говорит ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. — Согласно Генеральному таможенному управлению Китая, в полной мере это удалось лишь алюминию, объем импорта которого из России по итогам восьми месяцев 2023 года вырос в 2,5 раза к аналогичному периоду прошлого года, до 691 000 т, и доля которого в совокупном импорте в августе 2023 года составила 42,1% против 12,1% в январе 2022-го».
«В условиях растущего давления со стороны недружественных стран и конкурентов, а также крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры UC Rusal пытается сохранить для российского металла исторические экспортные рынки и одновременно переориентировать часть своих поставок на восток», — говорится в присланном Forbes комментарии UC Rusal. Также в сообщении компании отмечается, что на внутренний рынок приходится всего около 1 млн т поставок при совокупных производственных мощностях алюминиевой отрасли России свыше 4,3 млн т в год. И хотя российский рынок за 10 лет вырос на 37%, потенциал переработки алюминия в стране остается в значительной степени не реализован, добавляет пресс-служба компании.
По всей видимости, в переориентации сбыта UC Rusal сделала ставку на рост экспорта алюминия в Китай, однако в данном случае компания фактически выступает поставщиком сырья, поскольку в КНР активно развивается переработка этого металла при поддержке государства и из него в больших объемах продаются по всему миру фольга и плоский прокат, профили и иная продукция, замечает независимый аналитик Леонид Хазанов. В результате в Россию из Китая поставляются алюминиевые диски для колес автомобилей, импорт которых UC Rusal не в силах самостоятельно закрыть даже при наличии в его структуре двух крупных предприятий по их выпуску, утверждает эксперт. Также компания, вероятно, ведет сбыт в Южную Корею и Японию, однако они всячески расширяют переработку лома и отходов, и поэтому на горизонте ближайших 10-15 лет доходы компании от продаж в эти страны могут свестись к минимуму, полагает Хазанов.
«Норникель»: рост на 190%
«Норникель» по итогам прошлого года стал наименее проигравшим в цветной металлургии. Россия в 2022 году увеличила экспорт никеля и изделий из него на 190%, до $5,8 млрд, следует из данных ФТС. Ключевая причина — рост цен на металл. Стоимость трехмесячных фьючерсов на LME за прошлый год выросла с $20 900 за тонну на 3 января 2022 года до $32 190 — на 31 декабря. Консолидированная выручка «Норникеля» в прошлом году составила $16,9 млрд. Это на 5% ниже, чем годом раньше, поскольку положительный эффект от роста цен на никель и кобальт, а также рост объемов производства был нивелирован снижением цен на медь и металлы платиновой группы.
По данным Евростата, российский экспорт никеля в страны Евросоюза по итогам 2022 года составил 61 300 т. Это на 4,3% больше, чем в 2021 году. В денежном выражении экспорт этого металла из России в ЕС за прошлый год вырос с €919,3 млн до €1,38 млрд. В 2022 году на Европу, согласно годовому отчету компании, приходился основной объем продаж «Норникеля» — 47%, на Азию — 31%, Северную и Южную Америки — 15%, Россию и СНГ — 7%.
В марте 2023 года США повысили импортные пошлины на российский никель на 35% в рамках пакета мер, охватывающего 100 других металлов. В мае Великобритания запретила импорт никеля из России. ЕС расширил запрет на новые инвестиции в горнодобывающий и энергетический сектор России. США и Великобритания также ввели санкции в отношении главного акционера и президента «Норникеля» Владимира Потанина, хотя никаких санкций в отношении самой компании или ее экспорта введено не было. «Норникель» отказался от комментариев Forbes.
По итогам первого полугодия 2023 года компания сообщила в отчете, что снизила производство никеля в годовом выражении на 9%, до 91 326 т, и произвела 203,5 т меди, что практически соответствует первому полугодию 2023-го. По подсчетам Данилова из «Велес Капитала», импорт никеля в страны ЕС в первом полугодии по сравнению с январем — июнем 2022 года снизился на 30,4%, до 56 000 т, в то же время импорт никеля в Китай в январе — августе нынешнего года вырос на 32,5%, до 31 000 т. «Норникель» также увеличил поставки в Бразилию. В январе — июле 2023 года поставки туда выросли в 2,5 раза, до $28,8 млн в денежном выражении, а Россия вошла в тройку лидирующих поставщиков, хотя еще год назад была шестой, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на данные бразильской таможни, не приводя физических объемов.
«Норникель» сообщил, что его общая выручка от продажи всех металлов в первом полугодии 2023 года составила $6,8 млрд, снизившись на 21% из-за падения биржевых цен. Цены трехмесячных фьючерсов на никель c начала года на 30 июня обвалилась на 46%, до $20 125 за тонну. Доля выручки от продаж в Европе за тот же период снизилась с 51% до 25%, в Северной и Южной Америке — с 17% до 14%, зато выручка от продаж в Азии выросла с 27% до 49%, в России и СНГ — с 5% до 12%. В своем отчете «Норникель» не приводит разбивки по отдельным металлам и странам.
Медь: санкции, запреты и молчание
Санкции сказались и на российской меди. Великобритания вместе с запретом импорта российского никеля в мае 2023 года также запретила и ввоз меди из России. В июле США ввели санкции против УГМК и ее генерального директора Андрея Козицына, что заставило его покинуть свой пост. В сентябре США ввели санкции также против РМК, ее подразделений и основателя Игоря Алтушкина.
Получить более-менее полные данные о состоянии медного производства и экспорта в России затруднительно. УГМК не ответила на запрос Forbes, РМК отказалась от комментариев.
По подсчетам Лукичевой из «Финама», сделанным на основе данных Международного торгового центра (ITC), агентства по техническому сотрудничеству Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организации (ВТО), экспорт меди из России в 2022 году составил 754 400 т, снизившись на 8%. Основные потоки направлялись в Китай — 336 000 т, снизившись на 25% к 2021 году, Германию — 150 600 т (рост на 21%), Турцию — 106 400 (плюс 33%) и Нидерланды — 76 200 т (снижение на 4%).
По данным «Ведомостей», которые ссылаются на Евростат, в 2022 году импорт меди и сплавов из России в ЕС составил 301 600 т, увеличившись на 2%. Однако в январе — мае 2023 года поставки сократились в пять раз, до 32 200 т, пишет издание. По подсчетам Данилова из «Велес Капитала», импорт меди в страны ЕС в первом полугодии 2023-го снизился в 4,5 раза, до 41 000 т с 186 000 т.
По данным китайской таможни, на которые ссылается Лукичева, в январе — августе нынешнего года импорт меди из России в денежном выражении упал на 17,3%, до $1,6 млрд. «По меди просматривается заметное падение физических объемов», — считает эксперт. По подсчетам Данилова из «Велес Капитала», импорт меди в Китай в натуральном выражении в январе — августе нынешнего года снизился на 8,3%, до 31 000 т.
Недавно «Норникель» сообщил, что хочет нарастить поставки меди в Китай по Восточному транспортному коридору (входит в Северный морской путь) и планирует до закрытия летнего навигационного периода отправить по этому маршруту 45 000 т. «Восточный транспортный коридор все будут больше использовать, но цветные металлы можно везти и через южные и западные порты, включая Тамань на Черном море и Усть-Лугу на Балтийском», — прокомментировал сообщение руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. В целом картина по базовым металлам не сильно отличается от черных металлов, говорит Красноженов: «Продажи в Европу той же меди и алюминия сократились. Больше везем в Азию и на Ближний Восток. Понятно, что Китай потребляет почти 60% мировой меди, да и Индия растет». В то же время, утверждает Красноженов, большие объемы металла продаются через трейдеров. «Как и в случае со сталью, российская медь может не идти напрямую в ЕС, а попасть туда через цепочки трейдеров, так же, как туда попадает российский стальной рулон и энергетический уголь», — говорит Красноженов.
«Азия, как и прежде, остается основным направлением поставок цветных металлов из России, включая медь, и естественно, что в их структуре доминирует Китай, так как он их крупнейший потребитель на планете» , — добавляет Хазанов. По его словам, определенные объемы меди также отгружаются в Японию, которая не располагает собственными месторождениями, а ее потребности в этом металле превосходят объемы, выплавляемые местными металлургическими заводами. Российская медь продается в Индию и на Ближний Восток, где собственные металлургические мощности невелики, зато за последние годы выросло число предприятий по производству медной катанки, проката и кабелей. Конечно, потребление здесь все-таки ниже, чем в КНР или Японии, тем не менее оба рынка в долгосрочном плане являются перспективными, говорит аналитик.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.