К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Упадут ли цены на бензин после требования Путина

Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
После того как временный запрет на экспорт топлива не привел к желаемому падению цен на бензин и дизель, проблема вышла на президентский уровень. На совещании Владимира Путина с членами правительства были предложены меры по выходу из топливного кризиса. Идеи еще не оформлены законодательно, но вице-премьер Александр Новак уже велел нефтяникам срочно добиться падения цен на топливо. Поможет ли личное внимание президента преодолеть кризис и что нужно для этого сделать, разбирался Forbes

В среду, 27 сентября, президент Владимир Путин провел с членами правительства совещание, значительная часть которого была посвящена чувствительной теме кризиса на топливном рынке. Внутренние цены на бензин и дизельное топливо резко поднялись в стране в последние месяцы, достигнув пиковых значений в августе, а в отдельных регионах в разгар уборки урожая и сева озимых культур образовался их дефицит.

Вице-премьер Александр Новак, выступая на совещании, объяснил сложившуюся ситуацию тем, что за два последних месяца выросли мировые цены на нефть, снизился дисконт на российский сорт Urals, а рубль ослаб по отношению к доллару. Поэтому у российских компаний появилась экономическая мотивация нарастить серый экспорт топлива, что и вызвало увеличение спроса на него на биржевых торгах. Еще 21 сентября правительство ввело временное (правда, без указания срока действия) ограничение на экспорт бензина и дизеля во все страны, кроме Евразийского экономического союза.

Цены на топливо упали еще накануне публикации постановления, но уже через несколько дней вновь перешли к росту. На Санкт-Петербургской международной товарной бирже в четверг, 28 сентября, цена тонны бензина марки «Премиум-95» в европейской части России поднялась до 60 393 рублей с локального минимума в 58 110 рублей, установленного 25 сентября, при пике в 75 588 рублей 18 сентября. Дизельное топливо торговалось в четверг по 63 190 рублей за тонну по сравнению с минимумом в 60 847 рублей 25 сентября и пиком в 75 036 рублей 19 сентября.

 

Рост цен на бирже начался, потому что все игроки рынка понимают, что запрет на экспорт нефтепродуктов — это мера неоднозначная, и если она продлится долго, то принесет больше вреда, чем выгоды, и поэтому все ожидают, что запрет не будет долгим, рассуждает в беседе с Forbes эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «А раз он [запрет] не будет долгим, то относятся к нему как к мере, на которую слишком большое внимание можно не обращать, — говорит он. — Скоро ее отменят, и тогда можно не торопиться снижать цены».

Корни кризиса — во всей системе государственного регулирования внутреннего рынка топлива, росте цен на нефть и обвале рубля, утверждает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. Трейдеры могли покупать дешевый бензин и дизельное топливо на оптовом рынке, поскольку там крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по закону обязаны продавать часть своей продукции, а затем экспортировать ее с большой прибылью. Расти начали и внутренние оптовые цены. В конечном итоге это привело к убыточности розничной торговли и вызвало региональную нехватку дизельного топлива, отмечает Смит.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Идеи и угрозы

«Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт, — все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительство, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с компаниями, но у нас задачи-то другие», — заявил Путин на правительственном совещании в среду, отметив, что, несмотря на принятый ранее запрет на экспорт, цены на бензин и дизель в рознице растут.

В ответ Новак предложил ввести ряд дополнительных мер. В качестве главной была предложена корректировка так называемого демпферного механизма, действующего с 2019 года. Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, устанавливаемой законодательно. При положительной разнице, когда экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство компенсирует производителям разницу, при отрицательной компаниям приходится платить в бюджет. В конце июля президент подписал закон о сокращении демпфера вдвое с сентября 2023 года до конца 2026 года. «Речь идет о повышении коэффициента, который был снижен с 1 сентября, что позволит нам компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить объемы внутреннего рынка необходимыми нефтепродуктами», — сказал Новак на совещании.

В качестве второй меры вице-премьер предложил ограничить серый экспорт с помощью заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов до 50 000 рублей за тонну для перекупщиков, не являющихся производителями нефтепродуктов. Он также высказался за полный запрет на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены спекулянтами на внутреннем рынке, и за введение контроля за наценками на АЗС.

 

В свою очередь Путин предложил применить в топливном секторе механизм, при котором экспорт будет разрешен при условии, что выполнены необходимые поставки на внутренний рынок. «У нас есть практика по другим отраслям. Допустим, по удобрениям. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимые объемы, а потом зарабатывайте на внешнем», — разъяснил свою логику президент.

Путин не дал подробностей, поэтому можно только догадываться, как этот механизм должен работать, говорит Митрахович из Финансового университета: «Думаю, будет дифференцированная система: кто берет на себя обязательства по внутреннему рынку, получит какие-то плюшки по экспорту, а тем, кто не берет на себя такие обязательства, либо не дадут экспортировать, либо будут брать экспортную пошлину, либо еще что-нибудь. В принципе, все эти меры лучше, чем полный запрет [на экспорт]».

«Вмешательство президента — в первую очередь сигнал участникам рынка, призванный показать им, что ведется работа по восстановлению экономики поставок топлива на внутренний рынок, пострадавшей от корректировки демпферного механизма, —  считает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Участие президента в данном случае — своеобразная гарантия выполнения правительством собственных обязательств по нормализации условий работы нефтяников на топливном рынке».

Но пока что озвученные на совещании идеи не получили законодательного оформления. Вечером в четверг, 28 сентября, Новак провел внеочередное совещание с топ-менеджерами нефтяных компаний и представителями органов власти, на котором поручил принять срочные меры по снижению в ближайшее время цен на топливо на АЗС и мелком опте. «Рост цен недопустим, — цитирует вице-премьера пресс-служба правительства. — Если ситуация не изменится, будут приняты жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке удобрений».

Заплатка на экспорте

Опрошенные Forbes эксперты сходятся на том, что уже действующие ограничения на экспорт нефтепродуктов на ситуацию с ценами повлияют в моменте, но если не будут своевременно сняты, еще больше усугубят топливный кризис. По мнению Блохина из Альфа-банка, жесткие регуляторные меры, ограничивающие экспорт, могут создать значительный избыток предложения топлива в стране. А с учетом ограниченных возможностей топливных хранилищ это может вынудить российские НПЗ сократить переработку нефти, что в среднесрочной перспективе приведет к существенному снижению поставок на внутренний рынок. «В конечном счете принятые меры сродни заплатке — дыру на внутреннем топливном рынке они закрыли, но если не перекроить фискальную политику, рынок вновь начнет трещать по швам», — считает Блохин.

 

«Мы сомневаемся, что данный запрет может продлиться долго (даже до конца 2023 года), поскольку эти меры приведут к быстрому перенасыщению внутреннего рынка и к необходимости коррекции выпуска как минимум на отдельных установках российских нефтеперерабатывающих заводов, что болезненно для операционной деятельности НПЗ в частности и всей индустрии в целом», — считают аналитики «Моих инвестиций». С этим согласны аналитики инвестбанка «Синара», которые полагают, что экспорт будет ограничен на несколько недель. «Пока в экспертном сообществе считают, что запрет может продлиться месяца два», — поделился другой оценкой инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Введение запрета на экспорт более чем на месяц выглядит маловероятным, однако даже нескольких недель ограничений будет достаточно для создания значительного профицита на внутреннем рынке, что в ближайшие дни может толкать цены вниз, говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. При этом, отмечает он, некорректно считать, что ограничение экспорта не сработало: оптовые цены на бензин и дизельное топливо снизились на 15–22% относительно недавних пиков за довольно короткий промежуток времени. В целом эффект от принятых мер был, согласен Суверов из «Арикапитала»: после объявления запрета цены на нефтепродукты упали примерно на 20%, сейчас наблюдается коррекция в сторону небольшого роста. «Понятно, что цены не могут все время падать, — говорит Суверов. — Трейдеры считают, что сейчас происходит коррекционный рост после падения». «При этом текущий отскок все-таки является незначительным и связан в первую очередь с двумя факторами, — добавляет Кауфман. — Во-первых, участники рынка ожидают скорого снятия запрета на экспорт. Во-вторых, снижение цен увеличило спрос в локальном масштабе».

Кто пострадает от запрета

Прежде всего от запрета на экспорт российских нефтепродуктов пострадают те страны, которые от них зависели, говорит Митрахович из Финансового университета. «Есть страны, которые делали хороший бизнес: Индия, Турция, Бразилия. Но есть и страны, которые серьезно зависят от российских поставок, например, Грузия, Таджикистан, — говорит Митрахович. — Им придется переключаться на других поставщиков: Грузии — возможно, на Азербайджан, Таджикистану — на Казахстан, а остальные просто не получат тех денег, которые они привыкли зарабатывать в цепочке с нашими компаниями».

Сложно оценивать, насколько пострадают страны, потребляющие российские дизель и бензин, рассуждает Суверов из «Арикапитала»: «Естественно, есть субституты российских нефтепродуктов. Возможно, это приведет к росту цен на нефтепродукты в мире, и те страны, куда Россия экспортирует нефтепродукты, будут платить больше. Грузия и Таджикистан могут пострадать, но и они могут ввозить топливо из других стран, потому что рынок достаточно гибкий, варианты есть».

 

«Среди стран, которые пострадают от запрета, я бы в первую очередь выделил Евросоюз, поскольку часть российского экспорта нефтепродуктов, главным образом дизеля, несмотря на запрет, все равно осуществлялась туда через третьи страны, -— говорит Блохин из Альфа-банка. — Российский дизель активно закупали и другие страны, такие как Турция и Бразилия, но, думаю, основной удар придется на топливный рынок в Европе, где уже существенно выросли цены как на нефтепродукты, так и на нефть, поставки которой на мировой рынок снижаются после добровольных сокращений, объявленных Саудовской Аравией и Россией».

Помогут ли новые меры

Эксперты полагают, что главные предложения, озвученные Новаком на правительственном совещании, действительно могут исправить ситуацию, хотя на этом пути могут быть сложности. «Необходимо вернуть параметры демпфера, — уверен Суверов из «Арикапитала». — С учетом того, что топливо дороже на внешних рынках, для нефтяников выгоднее поставлять на экспорт, поэтому нужно как можно раньше вернуть механизм субсидирования поставок на рынок. После того как правительство уполовинило демпфер, рентабельность продаж на внутреннем рынке резко снизилась».

Кроме того,  нужно ограничить серый экспорт, запретить экспортные поставки нефтепродуктов, которые приобретаются на бирже, считает Суверов. Правительство не в силах влиять на внешние цены, объясняет Смит из «БКС Мир инвестиций», хотя способно повлиять на курс рубля к доллару, а более сильный рубль может ослабить давление на внутренний топливный рынок. Таким образом, полагает Смит, правительство может пытаться разрешить кризис через изменение действующей налоговой системы: у него есть возможность захлопнуть дверь для торговцев, пытающихся нажиться на арбитраже, запретить экспорт нефтепродуктов тем, кто не поставляет их на внутренний рынок.

Наиболее перспективной мерой по исправлению ситуации мы считаем доработку демпферного механизма, а в идеальном случае — восстановление компенсаций нефтяникам в том объеме, в котором они были им предусмотрены, говорит Блохин из Альфа-банка. По его мнению, именно этот фискальный инструмент субсидирования отрасли может восстановить баланс интересов нефтеперерабатывающих компаний и правительства на российском топливном рынке, функционировавшем практически без перебоев с момента его введения в 2019 году. Коррекция демпфера и ограничение серого экспорта могут помочь стабилизировать рынок, но многое будет зависеть от конкретных параметров пересмотра этого механизма, полагает Блохин: «Пока тех заявлений, которые поступают на рынок со стороны правительства, недостаточно. Работа ведется, есть шанс восстановить баланс интересов между топливными компаниями и правительством, но пока остается открытым вопрос: как, когда и какие именно меры будут приняты».

 

Митрахович из Финансового университета указывает на сложности, связанные с пересмотром решения по демпферу. «Решение по уполовиниванию демпфера принималось на три года,  — напоминает он. — Более того, оно было оформлено через официальный закон, подписанный президентом. Кардинально менять направление движения, резко поворачивая штурвал в другую сторону, странно. И Минфин будет против этого возражать. Тем более что у Минфина есть задача наполнять бюджет, а интересы бюджета в условиях «спецоперации»* — это самая приоритетная вещь, выше, чем интересы и компаний, и потребителей. Так что Минфин, отвечающий за бюджет, будет, конечно, стараться не допустить каких-то поблажек, изменений позиции по демпферу без того, чтобы ему не пообещали какую-то иную компенсацию для доходов в бюджет. Возможно, через несколько недель, может, раньше, будут представлены конкретные предложения. Тогда и запрет на экспорт может быть снят».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+