Поехали: рынок деловых поездок в России вырос почти в два раза
В 2021 году оборот рынка делового туризма составлял около 480 млрд рублей, по оценке Дмитрия Горина, председателя правления Союза агентств делового туризма (САД). В прошлом году, по его словам, оборот заметно просел — до 422,5 млрд рублей из-за сокращения числа рейсов, ухода авиакомпаний и запретов полетов. В 2023 году, по прогнозу САД, оборот рынка достигнет 810 млрд рублей.
Причина такого роста — в повышении деловой активности и новых задачах, которые появились у бизнеса, оживлении деловых мероприятий, отмечает Горин. В результате доля деловых путешественников в сравнении с обычными туристами, особенно на международных направлениях, увеличилась в разы, уточняет он.
Боссы на лоукостере
Командировки стремительно дорожают, и компании ищут способы сэкономить. Доля билетов бизнес-класса сократилась более чем в три раза по сравнению с 2019-м: на зарубежных перелетах — с 24% до 8%, на перелетах по России — с 10% до 3% в 2023 году, согласно отчету САД (есть в распоряжении Forbes). Все чаще командировочные выбирают отели без категории (доля выросла с 8% до 12%).
Больше топ-менеджеров и первых лиц летают экономклассом и лоукостерами: в последнее время доходы компаний снижаются, и они уже привыкли экономить на командировках, отмечает Павел Васин, исполнительный директор бизнес-тревел-компании «Дэн Эппи».
Пересадка на экономкласс или лоукостеры связана в том числе с изменившейся географией поездок: теперь в командировку ездят в основном по России — перелеты стали короче, и лоукостеры вроде «Победы» стали предпочтительнее, замечает Юлия Липатова, управляющий директор агентства делового туризма «Аэроклуб». Компании сокращают список категорий сотрудников, которым положено летать бизнес-классом, уточняет она: «Такую привилегию оставляют для длинных перелетов и для руководителей уровня вице-президентов».
В целом же авиабилеты по России для бизнес-поездок обойдутся на 24% дороже, чем в 2019 году, в среднем их стоимость выросла до 15 021 рубля. Отели тоже подорожали — на 11% в сравнении с тем же годом.
В командировки стали чаще ездить поездами, доля таких поездок за четыре года увеличилась с 32% до 39%. Это связано с закрытием аэропортов и заметнее всего проявилось на южных направлениях, говорит Липатова. Железнодорожные тарифы с 2019 года тоже выросли — на четверть, по данным САД.
Пекин вместо Парижа
Хотя география поездок сузилась, эксперты отмечают тренд на рост зарубежных поездок. Доля иностранных командировок достигла 16% — это больше, чем в прошлом году (13%), но все еще ниже, чем в 2019 году (21%). Топ-3 направлений в 2023 году: Китай, Турция и Сербия, тогда как четыре года назад самыми популярными были Франция, Германия и Казахстан, по данным САД.
«Если Турция и Сербия стали пересадочными хабами, то Китай (Пекин, Гонконг, Шанхай) в этом году лидирует как конечная точка командировок», — поясняет Юлия Липатова. У многих компаний, по ее словам, налажены хорошие отношения с китайцами, сейчас они активно расширяют команды, пересматривают рынки сбыта и логистические цепочки. Именно в 2023 году Китай открылся для всех категорий путешественников, возобновив выдачу виз с 15 марта.
Бизнес-поездок в страны ближнего зарубежья тоже стало на 20% больше в сравнении с прошлым годом, самые популярные маршруты: Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, рассказали Forbes в сервисах МТС Travel и Bronevik. По приросту командировок лидером в первом полугодии стала Москва: количество поездок в российскую столицу выросло на 44% год к году.
В командировку на отдых
Сейчас путешественники стремятся совместить работу с отдыхом, такие поездки называются bleisure-туризм (от business — «деловой» и leisure — «отдых»). По оценкам сервиса бронирования отелей Bronevik.com, в 2022 году каждая четвертая командировка захватывала выходные дни, и этот тренд продолжается в 2023 году. И компании позитивно относятся к тому, что сотрудники остаются в месте командировки на выходные, рассказывает Липатова. По ее словам, некоторые работодатели даже предлагают оформлять командировку на начало или конец недели: такое практикуют технологические компании, они считают, что это особенно мотивирует сотрудников-зумеров.
Главный тренд 2023 года в сфере деловых мероприятий — растущая активность, которая тоже стимулирует рынок бизнес-тревел-услуг, говорят эксперты. «Сезонность пропала, все лето было наполнено не только корпоративными, но и деловыми мероприятиями, а осенью их стало еще больше: несколько похожих событий нередко проходят в один день», — говорит Татьяна Конакова, операционный директор MICE Excellence forum.
Сотрудники стали чаще сами бронировать себе командировки онлайн с помощью удобных сервисов, число таких путешествий за четыре года в агентстве «Аэроклуб», например, выросло с 60% до 80%. Количество возвратов уже забронированных командировок сократилось на 15%, что свидетельствует об «адаптации бизнеса к внешним факторам риска», говорится в отчете САД.