К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Поехали: рынок деловых поездок в России вырос почти в два раза

Фото Зураба Джавахадзе / ТАСС
Фото Зураба Джавахадзе / ТАСС
В 2023 году оборот рынка бизнес-поездок в России, по оценке Союза агентств делового туризма (САД), достигнет 810 млрд рублей — это на 388 млрд рублей больше, чем в 2022 году. За восемь месяцев 2023 года число командировок в российских компаниях уже превысило показатели прошлого года на 16%, а по сравнению с 2019-м — на 12%. При этом эксперты отмечают, что на командировках сейчас стараются экономить: бизнес-путешественники пересаживаются с самолетов на поезда, доля перелетов в бизнес-классе и бронирований в пятизвездочных отелях сократилась, а продолжительность поездок подросла — иногда за счет того, что их совмещают с отдыхом

В 2021 году оборот рынка делового туризма составлял около 480 млрд рублей, по оценке Дмитрия Горина, председателя правления Союза агентств делового туризма (САД). В прошлом году, по его словам, оборот заметно просел — до 422,5 млрд рублей из-за сокращения числа рейсов, ухода авиакомпаний и запретов полетов. В 2023 году, по прогнозу САД, оборот рынка достигнет 810 млрд рублей. 

Причина такого роста — в повышении деловой активности и новых задачах, которые появились у бизнеса, оживлении деловых мероприятий, отмечает Горин. В результате доля деловых путешественников в сравнении с обычными туристами, особенно на международных направлениях, увеличилась в разы, уточняет он. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Боссы на лоукостере 

Командировки стремительно дорожают, и компании ищут способы сэкономить. Доля билетов бизнес-класса сократилась более чем в три раза по сравнению с 2019-м: на зарубежных перелетах — с 24% до 8%, на перелетах по России — с 10% до 3% в 2023 году, согласно отчету САД (есть в распоряжении Forbes). Все чаще командировочные выбирают отели без категории (доля выросла с 8% до 12%).

 

Больше топ-менеджеров и первых лиц летают экономклассом и лоукостерами: в последнее время доходы компаний снижаются, и они уже привыкли экономить на командировках, отмечает Павел Васин, исполнительный директор бизнес-тревел-компании «Дэн Эппи». 

Пересадка на экономкласс или лоукостеры связана в том числе с изменившейся географией поездок: теперь в командировку ездят в основном по России — перелеты стали короче, и лоукостеры вроде «Победы» стали предпочтительнее, замечает Юлия Липатова, управляющий директор агентства делового туризма «Аэроклуб». Компании сокращают список категорий сотрудников, которым положено летать бизнес-классом, уточняет она: «Такую привилегию оставляют для длинных перелетов и для руководителей уровня вице-президентов».  

 

В целом же авиабилеты по России для бизнес-поездок обойдутся на 24% дороже, чем в 2019 году, в среднем их стоимость выросла до 15 021 рубля. Отели тоже подорожали — на 11% в сравнении с тем же годом. 

В командировки стали чаще ездить поездами, доля таких поездок за четыре года увеличилась с 32% до 39%. Это связано с закрытием аэропортов и заметнее всего проявилось на южных направлениях, говорит Липатова. Железнодорожные тарифы с 2019 года тоже выросли — на четверть, по данным САД.

Пекин вместо Парижа 

Хотя география поездок сузилась, эксперты отмечают тренд на рост зарубежных поездок. Доля иностранных командировок достигла 16% — это больше, чем в прошлом году (13%), но все еще ниже, чем в 2019 году (21%). Топ-3 направлений в 2023 году: Китай, Турция и Сербия, тогда как четыре года назад самыми популярными были Франция, Германия и Казахстан, по данным САД.

 

«Если Турция и Сербия стали пересадочными хабами, то Китай (Пекин, Гонконг, Шанхай) в этом году лидирует как конечная точка командировок», — поясняет Юлия Липатова. У многих компаний, по ее словам, налажены хорошие отношения с китайцами, сейчас они активно расширяют команды, пересматривают рынки сбыта и логистические цепочки. Именно в 2023 году Китай открылся для всех категорий путешественников, возобновив выдачу виз с 15 марта. 

Бизнес-поездок в страны ближнего зарубежья тоже стало на 20% больше в сравнении с прошлым годом, самые популярные маршруты: Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, рассказали Forbes в сервисах МТС Travel и Bronevik. По приросту командировок лидером в первом полугодии стала Москва: количество поездок в российскую столицу выросло на 44% год к году. 

В командировку на отдых

Сейчас путешественники стремятся совместить работу с отдыхом, такие поездки называются bleisure-туризм (от business — «деловой» и leisure — «отдых»). По оценкам сервиса бронирования отелей Bronevik.com, в 2022 году каждая четвертая командировка захватывала выходные дни, и этот тренд продолжается в 2023 году. И компании позитивно относятся к тому, что сотрудники остаются в месте командировки на выходные, рассказывает Липатова. По ее словам, некоторые работодатели даже предлагают оформлять командировку на начало или конец недели: такое практикуют технологические компании, они считают, что это особенно мотивирует сотрудников-зумеров. 

Главный тренд 2023 года в сфере деловых мероприятий — растущая активность, которая тоже стимулирует рынок бизнес-тревел-услуг, говорят эксперты. «Сезонность пропала, все лето было наполнено не только корпоративными, но и деловыми мероприятиями, а осенью их стало еще больше: несколько похожих событий нередко проходят в один день», — говорит Татьяна Конакова, операционный директор MICE Excellence forum. 

Сотрудники стали чаще сами бронировать себе командировки онлайн с помощью удобных сервисов, число таких путешествий за четыре года в агентстве «Аэроклуб», например, выросло с 60% до 80%. Количество возвратов уже забронированных командировок сократилось на 15%, что свидетельствует об «адаптации бизнеса к внешним факторам риска», говорится в отчете САД. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+