К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

24 000 рублей за ночь в избе: почему резко подорожал отдых в России

Отель «Усадьба дикого барина» (Фото DR)
Отель «Усадьба дикого барина» (Фото DR)
Средний чек на отдых в России этим летом и в бархатный сезон вырос на 15–25% у многих туроператоров. Цены на туры выходного дня в Подмосковье подскочили более чем в два раза, подсчитали аналитики YouTravel, а уик-энд в деревенском избинг-отеле может обойтись дороже, чем в Турции. Почему отдыхать ближе к дому стало накладно и чем избинг отличается от глэмпинга — в материале Forbes

Из-за сузившейся географии поездок и падения курса рубля спрос на внутренний туризм в России стабильно растет. В этом году он может увеличиться на 10–15%, по прогнозам АТОР. К сентябрю с начала года турпоток внутри страны уже составил 53 млн человек. В том числе на этих ожиданиях турбизнес поднимает цены: некоторые отельеры, рестораторы, гиды и перевозчики несколько раз за год меняли прайсы.

«Насильно распробовали»

Средний чек на туры по России у туроператора Fun&Sun летом и в сентябре 2023 года стал выше на 25%, чем годом ранее. Больше всего цены взлетели на отдых в Подмосковье — прирост составил 32%, рассказали в компании. Путешествия во Владивосток обходятся туристам дороже почти на треть, на Кавказские Минеральные Воды и Камчатку — на 29%, по Золотому кольцу — на 13%.

У туроператора «Русский экспресс» туры в Краснодарский край летом подросли в цене на 15–25% год к году, подсчитали в компании. На южных курортах отели дорожают уже третий год подряд, что могло негативно сказаться на спросе и загрузке гостиниц, говорит Сергей Данильченко, сооснователь Hotel Advisors. Но больше всего средняя цена ночевки с января по август 2023 года, по данным компании, увеличилась в Ярославле (25%), Волгограде (21%), Калининграде (20%), Воронеже (19%) и Москве (16%). Правда, в каждом городе своя история: прирост тарифов — это иногда восстановление после падений прошлых лет, уточняет эксперт.

 
The Globals — telegram-канал о релокации
Канал о людях, которые строят бизнес и жизнь по всему миру
Подписаться

Аналитики сервиса YouTravel, который специализируется на авторских путешествиях и турах выходного дня, выявили еще более впечатляющий рост на своей платформе. Например, короткие туры в Подмосковье летом 2023 года стали стоить больше на 132% в сравнении с тем же периодом прошлого года: раньше средний чек на выходные был 6470 рублей, сейчас — 14 978 рублей. Короткие туры на Красную Поляну подорожали в два раза, в Москву — на 124%, в Геленджик — на 47%.

«Это связано не только с растущим ценником у прежних игроков, но и с выходом на рынок новых, которые предлагают более дорогие качественные услуги и необычные маршруты», — объясняет Валерий Бритаус, коммерческий директор YouTravel. Например, на платформе теперь можно забронировать четырехдневный гастрономический тур по десяти городам «Ярославское кольцо», который стоит 69 000 рублей.

 

Еще один тренд — появление однодневных тематических маршрутов из мегаполисов с довольно высоким прайсом. Например, за 5000 рублей москвичи ездят в Коломну без ночевки и заодно практикуются в иностранном языке — экскурсии с мастер-классом по выпечке калачей проходят на английском. «Еще во время пандемии люди насильно распробовали путешествия в места вокруг своих городов, где раньше не бывали, и теперь ездят с удовольствием, — говорит Бритаус. — Фокус смещается на короткие туры».

Дорогие избушки

«Избинг — комфортабельные русские избы для размещения туристов», — написано на сайте отеля «Усадьба дикого барина» в Плесе, который открылся летом этого года. Его создатели уверяют, что избинг — это тот же глэмпинг, но с традиционной русской застройкой, которая «лучше вписывается в ландшафты исторических поселений», чем палатки и сферы глэмпингов. Цена уик-энда в капитальном бревенчатом доме с завтраком — от 48 000 рублей (сдается только на двое суток, максимально — на четверых человек).

Отель «Усадьба дикого барина» (Фото DR)

Владелец «Усадьбы дикого барина» Алексей Шевцов рассказал Forbes, что уже 20 лет занимается отельным бизнесом и реставрацией домов, но только в прошлом году придумал термин «избинг». Предприниматель инвестировал в строительство каждого из пяти домов около 10 млн рублей (сотка земли в Плесе сейчас стоит более 1 млн рублей). Он уверяет, что отдых в такой аутентичной атмосфере не может стоить дешево.

 

Избинг стал темой для шуток в соцсетях и породил множество мемов. «В пакет входит сеновалинг, хороводинг и сортиринг»,  — писали пользователи. Постояльцы изб действительно могут заказать мастер-класс по сенокосу и копчению рыбы, а еще прогулку с ботаником по лесу, уточняет Шевцов: «Я рад, что наш избинг развеселил людей, на него обратили внимание даже известные филологи».

В «Усадьбу дикого барина» потянулись туристы. Хотя загруженность этим летом была всего 30%, это неплохой результат, если продажи отеля были открыты в разгар сезона, считает Данильченко из Hotel Advisors. С термином «избинг» получился удачный рекламный ход: про усадьбу в Плесе узнали многие, но за такую цену туристам надо предложить уникальный опыт, а не просто ночевку в избе, даже самой комфортабельной и аутентичной, считает эксперт. Иначе, по его словам, придется снижать тарифы.

Гламур вместо ветхости

Хотя на волне растущего интереса к путешествиям по России число отелей, глэмпингов, хостелов и баз отдыха растет, показатель не вышел на допандемийный уровень. В 2022 году, по данным сервиса «Контур.Фокус», зарегистрировано 5300 компаний, оказывающих гостиничные услуги. Впервые за три года открытий было больше, чем ликвидаций, а прирост составил 26%.

Появляются качественные отели со спа-услугами и дизайнерскими номерами, а физически и морально устаревшие закрываются, убежден Сергей Петров, сооснователь подмосковного глэмпинга «Под небом». Цена уик-энда на двоих в летние месяцы здесь составляет 80 000 рублей с пакетом «все включено», и 25% клиентов приезжают повторно. В летние месяцы загрузка отеля держится на уровне 90–95%, но в холодное время года он не работает.

«Дух места создают детали: чтобы завлечь туристов, нужен расторопный улыбчивый сервис, качественная уборка, сотрудники, готовые ответить на любой вопрос, и много чего еще», — говорит Петров. Он рассказал, что даже трансфер можно превратить в приключение, например, клиентам глэмпинга предлагают добраться до него из Москвы по воде, но цены перевозчиков пугающие: 35 000 рублей на катере, 100 000 рублей на пятифутовой яхте.

 

В 2023 году туристы в 2,5 раза чаще бронировали отели в Московской области по сравнению с прошлым годом, рассказал Евгений Абрамзон, директор по продукту сервиса «Яндекс Путешествия». Причем средний чек в загородных отелях выше, чем в Москве (5150 рублей против 4690). В целом же по России увеличилась глубина бронирования — с 16 до 20 дней.

Люди стали раньше планировать поездки, говорят отельеры. Алексею Шевцову принадлежит в Плесе еще и бутик-отель «Соборная слобода» — 10 отреставрированных или воссозданных старинных домов. Он рассказал, что Дом Крыловых (цена за уик-энд — 136 000 рублей в обычные дни) уже забронирован на Новый год по праздничному тарифу.

Весной 2023-го Шевцов зарегистрировал товарный знак «избинг» в Роспатенте. И строит новый комплекс из 10 модульных домиков, сделанных по эталону русской избы, в 6 км от Плеса. «Это уже будет настоящий избинг-глэмпинг», — улыбается предприниматель. Он планирует развивать тему — продавать франшизу, модули и оборудование для домиков, давать консультации. И надеется, что модульные избушки в средней полосе России приживутся лучше, чем палаточные глэмпинги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+