«Коммерсантъ» узнал о планах инвестфонда из ОАЭ получить сертификат EASA для SSJ 100
Критической частью сделки по продаже доли ОАК в итальянском SuperJet International может стать европейский сертификат для самолета SSJ 100. Покупателем доли может стать эмиратская Markab Capital, которая рассчитывает при участии итальянской стороны организовать производство самолетов в ОАЭ, выяснил «Коммерсантъ»
Итальянская SuperJet International (SJI) — совместное предприятие Объединенной авиастроительной компании (ОАК) и Leonardo — ведет переговоры с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) о возможности получения европейского сертификата типа на самолет SSJ 100. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Собеседник, близкий к SJI, сообщил, что передача сертификата и «всей технической документации на самолет» — одно из условий, при которых эмиратская инвесткомпания Markab Capital готова приобрести долю ОАК в SJI.
В начале февраля 2012 года EASA выдало сертификат типа A-176 на Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95B). «Суперджет» стал первым российским пассажирским самолетом, сертифицированным согласно авиационным правилам CS-25 EASA, что позволило поставлять его в ЕС. Весной 2022 года действие сертификата приостановили. Один из наиболее известных редких случаев передачи сертификата типа — покупка Airbus проекта Bombardier CSeries в 2018 году, который затем был переименован в A220. Процедура передачи сертификата типа, утвержденная EASA, предполагает обязательное подтверждение сертификата разработчика (Design Organisation Approvals, DOA). Держателем европейского сертификата типа остается производитель самолета — ПАО «Яковлев» (бывший «Иркут»).
Доля ОАК арестована из-за санкций, но, по словам осведомленного собеседника газеты в Брюсселе, параллельно SJI пытается убедить власти Италии снять арест. В пресс-службе SJI воздержались от комментариев до официального перезапуска совместного предприятия (СП). В компании отметили, что она «стремится обеспечить свое будущее за счет привлечения новых акционеров». «Мы активно работаем над планом перезапуска компании, который станет возможным только после выполнения определенных условий и получения необходимых разрешений со стороны итальянских и российских властей», — рассказали в SJI. Гендиректор SJI Камилло Перфидо не ответил газете. Пресс-службы EASA, Markab, «Ростеха», ОАК и «Яковлева» не стали комментировать ситуацию.
SJI создали в 2007 году структуры ОАК и холдинга Leonardo (тогда группа носила название Finmeccanicа) для кастомизации SSJ 100 перед поставками зарубежным авиакомпаниям. Акции ОАК наряду с четырьмя самолетами SSJ в Венеции были арестованы в Италии летом 2022 года. Итальянские СМИ писали, что всего ОАК принадлежит 90% акций на $160 млн. В феврале 2023 года SJI объявила о намерениях Markab Capital из ОАЭ приобрести пакет акций ОАК в 49%. 41% перешли бы к итальянской Studio Guidotti International.
В июне в SJI сообщили, что инвестиционный офис Абу-Даби (ADIO, Abu Dhabi Investment Office) одобрил проект строительства в Эль-Айне линии сборки региональных самолетов, не уточняя марку воздушных судов. Завод в Эль-Айне может быть построен уже в 2025 году, а к 2026 году в ОАЭ и Италии будет налажена цепочка поставок необходимых комплектующих, заявили в SJI. Размер инвестиций в проект на первом этапе оценивается в €200 млн. По словам собеседника газеты в Брюсселе, итальянская сторона «пытается представить сделку как свершившийся факт». Реальных подвижек, по данным источника, нет ни в передаче сертификата, ни в разморозке акций. Снятие ареста с акций ОАК может произойти при масштабировании обмена замороженными активами с иностранцами, полагает собеседник.
EASA может передавать сертификат без участия его держателя, если он «прекратил свое юридическое существование и не может предоставить техническое заключение, связанное с поддержанием летной годности». В этом случае потенциальный новый держатель должен доказать, что сможет нести ответственность за летную годность воздушных судов. Собеседники шансы на сборку самолетов в ОАЭ оценили как минимальные без тесного взаимодействия всех трех сторон — EASA, «Яковлева» и SJI. Большинство из них усомнились, что при реализации проекта в ОАЭ российская сторона сможет оказывать содействие или получать от иностранцев комплектующие на фоне санкций.
Источники в МАК и «Авиарегистре РФ» (Росавиация) предположили, что иностранцы не готовы заново сертифицировать самолет — это займет годы. Собеседники оценили в пять лет минимальный срок на налаживание производства на заводе в ОАЭ до выхода на сертификацию. Один из источников газеты отметил, что возникнут проблемы с поиском альтернатив многим комплектующим — от систем кондиционирования до уникальных шин, линию по производству которых французский Michelin остановил в 2022 году. Часть собеседников газеты считают, что основная цель властей ОАЭ в развитии авиапрома скорее имиджевая.
По словам члена рабочей группы ICAO Андрея Шнырева, ОАЭ последовательно уходит от ставки исключительно на торговлю нефтью и стремится осваивать наукоемкие производства, «поэтому их амбиции в авиастроении не вызывают никакого удивления». На первом этапе европейский сертификат «не особо нужен, перспективы поставок самолета в Европу весьма скромные», отметил он. Держателем сертификата может выступить итальянская организация, тогда процесс его получения, «скорее всего, будет проще», добавил он. Шнырев полагает, что компания из ОАЭ может получить четыре SSJ, находящиеся в Венеции: «Опыт их эксплуатации позволит лучше понять и реализовать концепцию самолета, подготовить персонал для эксплуатации и испытаний, а также инструкторов для дальнейшей подготовки персонала».