Цена доставки леса с Северо-Запада в Китай снизилась в шесть раз
Цена доставки пиломатериалов с северо-запада России в Китай снизилась в шесть раз — со $120 до $20 за кубометр, сообщил глава Segezha Group. Это связано с переизбытком контейнеров. При этом экспорт леса в Китай из Сибири подорожал с $20 до $50 за кубометр, заявил Михаил Шамолин
Логистические расходы при доставке пиломатериалов в Китай с северо-запада России существенно сократились по сравнению с четвертым кварталом 2022 года и первым кварталом 2023-го. Об этом РБК заявил президент Segezha Group Михаил Шамолин.
По его словам, в моменте стоимость доставки опустилась со $120 до $20 за кубометр, а сейчас на рынке есть спотовые предложения по цене $4 за кубометр. Информацию подтвердил представитель крупнейшего производителя фанеры «Свеза», который работает в Северо-Западном федеральном округе, и топ-менеджер другого лесопромышленного предприятия, работающего на северо-западе. «Сейчас мы наблюдаем предложения от контейнерных операторов по доставке грузов в Китай меньше $10 за 1 куб. м», — заявил собеседник РБК.
Одна из причин резкого снижения ставок — накопившийся дисбаланс потоков груженых и порожних контейнеров по направлениям Запад — Восток и Восток — Запад, заявил Шамолин. «Это объяснимо, так как для транспортных компаний это необходимость, при наличии ограничений по перевозке порожних контейнеров железной дорогой и даже при их снятии лучше разделить расходы с грузоотправителем», — пояснил глава Segezha.
В то же время в Сибири с начала 2023 года существует огромный дефицит контейнеров, из-за чего цена доставки в Китай превышает $55 за кубометр, подчеркнул топ-менеджер. До кризиса стоимость логистики из Сибири, которая значительно ближе к китайскому рынку, составляла $20, отметил он.
Представитель «Трансконтейнера» в беседе с РБК заявил, что дефицит контейнеров в Восточной Сибири, где расположено много лесопромышленных предприятий, — «достаточно острая проблема». «Ставки с Северо-Запада действительно упали, а в Сибири исторический дефицит, потому что РЖД не разрешает подавать туда порожняк, в итоге экспортные товары не могут нормально уехать оттуда», — отметил источник издания среди транспортных компаний.
В РЖД изданию сообщили, что совместно с контейнерными операторами вырабатывают решения для обеспечения подвода контейнеров в регионы. Обсуждается вариант формирования попутной загрузки либо пополнения существующих маршрутов порожними контейнерами, но не более 50% от состава, сообщил представитель компании.
По мнению Шамолина, основное решение для стабилизации экспортных поставок — диверсификация способов отгрузки: прямые морские отгрузки контейнерами, мультимодальные, прямые железнодорожные отгрузки. «Помимо краткосрочных скачков ставок транспортных компаний, нужно анализировать среднесрочные и долгосрочные тенденции в логике развития мощностей Восточного полигона, РЖД в целом, необходимости загрузки порта Санкт-Петербург, баланса экспортных и импортных операций России в целом», — отметил глава Segezha.