Reuters узнал о росте премий за военный риск для танкеров в Черном море
Страховщики решили поднять премии за военный риск для судов, которые перевозят российскую нефть по Черному морю, пишет Reuters. По подсчетам агентства, при поставке российской нефти в Индию каждый рейс обойдется на $200 000 дороже за один танкер Suezmax. Такое решение связано с обострением ситуации в Черном море после прекращения зерновой сделки
Страховые компании уведомили фрахтователей судов в российских портах Черного моря об увеличении премии за военный риск из-за обострения ситуации в акватории после прекращения зерновой сделки, пишет Reuters со ссылкой на источники среди трейдеров.
По словам собеседников агентства, премия была увеличена с 1% от стоимости груза до 1,2-1,25%. Это означает, что при поставках российской нефти в Индию каждый рейс будет стоить на $200 000 дороже за один танкер Suezmax (суда, которые могут пройти через Суэцкий канал с полной загрузкой, перевозят 120 000-200 000 тонн), отмечает Reuters.
Такое повышение увеличит общие затраты России на экспорт нефти, которые и так резко выросли с февраля 2022 года из-за санкций, пишет Reuters. Расходы российских компаний на транспортировку и фрахт составляли до $20 млн за танкер — более трети стоимости каждого груза, отмечает агентство.
По словам трейдеров, повышение коснулось в основном именно российских грузов, надбавка за перевозку нефти и нефтепродуктов казахстанского происхождения осталась на уровне около 1%. Объемы, поступающие из России, связаны с более высокими рисками, чем другие, хотя сейчас ситуация дает страховщикам много оснований, чтобы повысить цены для всех, кто работает в российских портах, утверждает один из трейдеров.
Зерновая сделка прекратила действовать 18 июля 2023 года. Москва отказалась от ее продления, настаивая на выполнении своих условий. Среди них — переподключение Россельхозбанка к SWIFT, поставки запчастей, разблокирование транспортной логистики и страхования, возобновление аммиакопровода Тольятти — Одесса, разблокировка зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений.
После прекращения сделки Россия свернула гуманитарный коридор в Черном море. 19 июля российское Минобороны объявило часть международных вод временно опасными для судоходства. Ведомство заявило, что будет рассматривать все суда, которые следуют в украинские порты, как потенциальных перевозчиков военных грузов, а страны флагов этих судов будут считаться вовлеченными в конфликт на стороне Украины. МИД России заявлял, что это означает запрос на осмотр при необходимости.
В ответ Минобороны Украины объявило о схожих мерах. Оно запретило судоходство в северо-восточной части Черного моря и Керчь-Еникальского пролива и заявило, что начнет рассматривать все следующие в направлении российских портов суда как перевозящие грузы военного назначения «со всеми соответствующими рисками». В начале августа Госгидрография Украины объявила несколько российских портов на Черном море зоной военной угрозы. Это касается акватория внутреннего и внешнего рейдов Анапы, Геленджика, Новороссийска, Сочи, Тамани и Туапсе.
13 августа Минобороны России сообщило, что патрульный корабль Черноморского флота «Василий Быков» обнаружил сухогруз «Сукра Окан» под флагом тихоокеанского государства Палау, который следовал в украинский порт Измаил. На требование остановиться для досмотра сухогруз не отреагировал, после чего российский боевой корабль открыл предупредительный огонь. После досмотра судно продолжило движение. Турция из-за этого инцидента предупредила Россию о риске роста напряженности в Черном море.