Комиссия по транспорту Госсовета поддержала законопроект, который обяжет службы такси покупать автомобили российской сборки. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол заседания комиссии от 7 августа. «Указанный законопроект способствует формированию общефедерального технологического суверенитета и устойчивости отечественной транспортной сети к санкционному давлению», — говорится в документе.
Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2024 года, писал ТАСС со ссылкой на поправки в постановление правительства, разработанные главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым. Он же выступил автором поправок в Федеральный закон №580-ФЗ, регулирующий работу такси.
В основе инициативы — балльная оценка локализации, которая действует в российском автопроме с 2019 года. Кутепов предлагает установить обязательные нормативы по локализации машин для такси на уровне 1000 баллов с начала следующего года, а затем постепенно ужесточать требования: до 2000 баллов с 1 января 2026 года и до 3000 баллов с начала 2028 года. Правила не будут распространяться только на автомобили дороже 4 млн рублей, которые используют в перевозках бизнес-класса.
В разговоре с «Ведомостями» Кутепов заявил, что такие уровни по локализации были установлены после консультаций с российскими производителями — «Автовазом», УАЗом (входит в группу «Соллерс») и группой ГАЗ. Они помогут защитить российский автопром от давления импорта и стимулировать переход на отечественную компонентную базу, убежден сенатор.
Уровень локализации в 1000 баллов действительно невысокий, только за счет сварки и окраски кузова можно заработать 900 баллов, отметил в беседе с изданием независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Однако более высокий уровень локализации сегодня только у «Автоваза», УАЗа и тульского завода китайской марки Haval. Ужесточение требований отсечет, например, автомобили, которые собирают на «Автоторе» (китайские BAIС, Kaiyi, SWM, JMC), машины «Москвич» и Evolute, указал эксперт. Это приведет к дефициту машин для поездок экономкласса, то есть для самого массового сегмента, что неизбежно вызовет подорожание услуг такси, предупредил Бургазлиев.
Тему локализации машин для такси и каршеринга уже обсуждал президиум Госсовета в апреле, после чего президент Владимир Путин поручил правительству к 1 августа разработать требования по локализации «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами».
В конце июля ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не требовать от компаний, занимающихся этим бизнесом, покупать только локализованные в России автомобили. В НСТ заявили, что принудительная локализация приведет к резкому росту цен на услуги и вызовет «массовое недовольство» в отраслях.
«Нельзя заставить предпринимателей покупать то, чего нет в продаже, а если и есть, то по цене, ведущей к банкротству», — отмечалось в письме. Там же говорилось, что цены на автомобили экономкласса, собранные в России, выросли за последнее время на 70–80%, до 1,8–2 млн рублей, и в стране наблюдается дефицит легковых автомобилей компакт-класса стоимостью до 1 млн рублей, которые в основном и используются в такси и каршеринге.
Представитель «Яндекс Такси», комментируя решение Госсовета в беседе с «Ведомостями», заявил, что спрос на машины в отрасли сейчас существенно превышает предложение, поэтому любые дополнительные ограничения осложнят работу таксопарков.
Основатель и владелец «Таксити» Феликс Маргарян в свою очередь предложил перед введением требования о локализации наладить производство машин, которые не только подходили бы под критерии экономкласса, но и конкурировали бы между собой, что позволило бы сдержать рост цен. Он также отметил, что автомобили Lada Granta и Vesta, которые выпускает «Автоваз», в отличие от конкурентов изнашиваются уже через три года, из-за чего их приходится выводить из парка.