К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему возникла паника из-за новых правил продажи рецептурных препаратов

Фото Владимира Баранова / ТАСС
Фото Владимира Баранова / ТАСС
Всю прошлую неделю нарастал информационный шум в связи с изменением правил продажи некоторых рецептурных лекарств с 1 сентября этого года. В аптеках люди начали закупать лекарства впрок. Провизоры и фармацевты считают, что нововведения повысят нагрузку на сотрудников аптек, создадут очереди в поликлиниках и обернутся проблемами для людей с хроническими заболеваниями, а депутат Госдумы Нина Останина направила запрос в Минздрав с просьбой прояснить ситуацию. Почему фармацевтическую отрасль снова штормит и к чему это может привести — в материале Forbes

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина 14 августа написала запрос министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой дать разъяснения по поводу новых правил продаж препаратов по рецептам. В письме говорится, что в комитет поступают заявления граждан, которые опасаются, что не смогут покупать привычные лекарства: «Обратившиеся делают акцент на недоступность медицинской помощи в моногородах и на сельских территориях, невозможность оперативно попасть на прием к врачу с целью назначения своевременного лечения, а тем более получения рецепта».

Депутат задает вопрос министру: «Не приведут ли новые правила к дефициту препаратов в аптеках, если жители различных регионов РФ до 1 сентября 2023 года начнут закупать их впрок?»

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Покупать препараты впрок люди начали уже в начале августа. Информации о том, каких позиций коснутся нововведения, не было, и самые большие опасения у россиян связаны с так называемыми условно-рецептурными лекарствами, говорят сотрудники аптек, которых опросил Forbes. Это препараты для лечения заболеваний сердца, диабета, бронхиальной астмы, контрацептивы, антибиотики. «Формально по инструкции они рецептурные, например антибиотик амоксициллин, но по факту на них редко спрашивают рецепт», — поясняет руководитель практики фармацевтики и здравоохранения компании «Пепеляев Групп» Константин Шарловский. По его словам, это нарушение, но его сложно выявлять и пресекать в офлайн-торговле.

 

С 1 сентября контроль за рецептурными препаратами ужесточится — вступят в силу изменения в постановление правительства от 2018 года, уточняющие в том числе порядок продажи таких лекарств. Теперь провизоры аптек должны передавать реквизиты рецептов в цифровую систему мониторинга движения лекарственных препаратов (принадлежит системе маркировки «Честный знак»), чего они раньше не делали. При продаже им нужно будет вводить дату, номер и серию рецепта. В случае продажи рецептурного препарата без занесения рецепта в систему аптеке грозит штраф. 

Кроме того, с 1 сентября, если покупатель придет в аптеку с несколькими рецептами, провизорам придется на каждый препарат оформлять отдельный чек, сообщил «Фармацевтический вестник». «Аптеки и так зарегулированы, и маржа у этого бизнеса невысокая, все это создаст дополнительную нагрузку», — замечает Наталья Журавлева, ведущий эксперт сервиса «Актион Медицина». Около 50% продаж лекарств в денежном выражении сейчас приходится на рецептурные препараты, по оценке гендиректора компании DSM Group Сергея Шуляка.

 

За три недели до начала продаж лекарств по новым правилам, 11 августа, Росздравнадзор опубликовал разъяснения, согласно которым изменения коснутся не всех позиций. В сообщении перечислены три ситуации, в которых сотрудникам аптек нужно вводить реквизиты рецепта в систему. Во-первых, если клиент покупает препараты так называемого предметно-количественного учета: сильнодействующие, ядовитые и психотропные вещества из списка III. Во-вторых, когда лекарства продаются дистанционно. И, наконец, в ситуациях, когда государство компенсирует покупателю полную или частичную стоимость лекарства. На льготные категории препаратов приходится примерно 303 млрд из 2,5 трлн рублей общего оборота фармацевтического рынка в России, отмечает Шуляк.

Грядущие нововведения вызвали возмущение у фармацевтов. «Это бред и ужас!» — так один из руководителей аптеки ответил на вопрос Forbes о том, готовы ли они работать по новым правилам. «Мы вообще не знаем, как все это будет реализовано, а ведь нам, наверное, придется менять ПО, — дополняет его комментарий директор аптеки из Воркуты. — И все это совпадает с началом сезона заболеваемости, соберутся очереди — они уже сейчас стоят».

Фармацевт из Тогучина Новосибирской области говорит, что даже работа с обычными бумажными рецептами в их аптеке не налажена: по ее словам, люди приходят с клочками бумажек, записками от врачей, и по ним приходится продавать лекарства; есть еще пациенты скорой помощи, которым препараты нужны срочно. «Такая практика очень распространена, например человека выписывают из больницы с бумажным эпикризом, в котором значится схема лечения, и по этому документу аптеки продают препараты,  — объясняет Наталья Журавлева. — Многие врачи не выписывают рецепты, ведь пациенты и так смогут купить лекарства».

 

С цифровизацией у многих аптек еще масса проблем, особенно в небольших городах и селах, говорят эксперты. «Что будет, если система зависнет, а человеку нужно срочно принять таблетку?» — задает резонный вопрос директор аптеки города Колтуши Ленинградской области.

Фармацевтическая отрасль ждет дальнейших разъяснений, как новые нормы будут реализовываться технически, замечает Шуляк. Но в целом, по его словам, система здравоохранения пока не готова к тому, что люди будут чаще ходить за рецептами. В России не хватает 25 000 врачей и около 50 000 среднего медицинского персонала, говорил в 2022 году министр здравоохранения Михаил Мурашко. А чтобы получить рецепт, зачастую нужно сначала попасть на прием к терапевту, а потом — к профильному врачу.

«На самом деле для врачей ничего не должно сильно поменяться — они и так обязаны были выписывать рецепты на рецептурные препараты», — поясняет Шарловский. Однако, по его мнению, нововведения могут вновь поднять дискуссию об условно-рецептурных лекарствах. И, вероятно, статус таких препаратов могут пересмотреть и сделать их безрецептурными, считает эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+