Владельцы кипрской компании Prestino Investments, которой c прошлого года принадлежат российские активы Raven Property Group, провели редомициляцию (смену юрисдикции) с Кипра на Абу-Даби, следует из данных регистрационной палаты Абу-Даби, с которыми ознакомился Forbes.
Компания Raven Property Group была основана в 2005 году британскими предпринимателями Антоном Билтоном и Глином Хиршем для инвестиций в российские недвижимые активы и изначально называлась Raven Russia. С 2010 года ее акции обращались на основной площадке Лондонской фондовой биржи. В 2018 году компания отказалась от первоначального названия в пользу Raven Property Group. Впрочем, российское подразделение сохранило бренд Raven Russia.
По собственным данным компании, в России ей принадлежит 1,94 млн кв. м складской недвижимости в Московской и Ленинградской областях, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. По этому показателю она крупнейший владелец складской недвижимости в России, на втором месте — MLP семьи Гуцериевых в 1,8 млн кв. м складов. Raven Russia регулярно занимала высокие места в рейтинге рантье Forbes. В рейтинге этого года она заняла 12-е место с оценкой дохода в $150 млн.
Весной 2022 года Raven Property Group сообщила акционерам, что из-за ограничений доступа к средствам российских дочерних компаний не сможет выплатить дивиденды. А летом 2022-го провела делистинг акций со всех биржевых площадок. Контроль над российскими активами перешел к команде российских топ-менеджеров во главе с Игорем Богородовым, которые учредили на Кипре компанию Prestino Investments Ltd и приобрели 100% в кипрской Raven Russia (Holdings) Cyprus Limited, на балансе которой находятся активы и связанные с ними долговые обязательства.
Из данных реестра Абу-Даби следует, что 27 февраля 2023 года Raven Russia (Holdings) Cyprus Limited перешла в юрисдикцию столицы ОАЭ и сменила название на Phoenix Property Group Limited. А Prestino Investments Ltd, в свою очередь, тоже сменила юрисдикцию на ОАЭ 13 февраля этого года — ее новым названием стало Phoenix Real Estate Investment Holdings Limited.
Представители пресс-службы Raven Russia подтвердили Forbes факт редомициляции в Абу-Даби. «В целях наиболее эффективной организации бизнес-процессов в условиях санкционных и контрсанкционных ограничений было принято решение о редомициляции кипрской компании в Абу-Даби», — прокомментировал решение представитель пресс-службы Raven Russia.
«Санкционное законодательство Евросоюза применяется к компаниям, зарегистрированным в ЕС, — подчеркивает старший юрист практики санкционного права Intana Legal Александра Бережная. — Если компания зарегистрирована в ОАЭ, риски, связанные с необходимостью соблюдения санкционного законодательства ЕС, снижаются. При этом в описанной структуре риски, связанные с санкционным законодательством США и Великобритании, сохранятся».
«Все активы кипрской компании были сосредоточены в России, а Кипр является недружественной юрисдикцией, будучи членом ЕС, — комментирует решение старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. — Следовательно, на кипрскую компанию могут распространяться российские контрсанкционные ограничения, например, в виде запрета на сделки с недвижимостью без получения разрешения правительственной комиссии». Для иностранных собственников российских активов, которые хотят выйти из бизнеса, действует несколько правил. Они должны получить одобрение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, а сумма сделки должна учитывать не менее чем 50%-й дисконт. Кроме того, продавцу необходимо или предоставить российскому покупателю рассрочку платежа на один-два года, либо заплатить 10% от суммы сделки в российский бюджет.
«Перерегистрация действительно может предоставить более привлекательную структуру собственности для потенциальных инвесторов, — добавляет юрист Uppercase Lega Тамрин Дарбаков. — Однако обязательные дисконты и требования комиссии могут все равно применяться в зависимости от законодательства и регуляций, действующих в отношении продажи активов».