Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам июля 2023 года выросли на 168,8%, или в 2,7 раза в годовом выражении. Всего было продано 95 654 машины. Это следует из данных аналитического агентства «Автостат» (есть у Forbes). Всего за семь месяцев этого года было продано 497 230 новых легковых автомобилей — на 28,2% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Лидерство сохраняет отечественная марка Lada — в июле дилеры автоконцерна реализовали 27 376 автомобилей, что на 163,2% больше, чем в 2022-м. Всего за семь месяцев года было продано 161 927 машин под брендом Lada (рост на 93,8% в годовом выражении). Рыночная доля марки в июле немного снизилась — до 28,6%, однако год назад, отмечает «Автостат», этот показатель составлял 29,2%.
Следом за Lada расположились сразу шесть китайских брендов. Лидером по продажам среди иномарок в июле стала Chery с 10 735 автомобилями (рост на 316,6%), на третьем месте — Geely с 8785 проданными машинами (278,2%), далее следуют Haval — 8548 (296,7%), Changan — 5248 штук (3005,3%), OMODA — 4558 штук (в прошлом году марка в России не продавалась) и EXEED — 3660 штук (261,7%). В топ-10 по объемам продаж также попали корейские Kia (3198), Hyundai (2663) и японская Toyota (2 329).
«Среди представленных участников рынка (из топ-10. — Forbes) только «корейцы» демонстрируют отрицательную динамику (более 20%), а остальные показывают рост, причем наибольший он у китайского Changan — в 31 раз, на низкой базе прошлого периода», — отмечают аналитики «Автостат».
Первенство среди моделей также сохраняет отечественное семейство — Lada Granta. Ее доля в июле составила почти 17%. Всего за июль было реализовано 16 250 автомобилей — в 2,5 раза больше, чем в июле 2022-го. Показатели других моделей скромнее. У вернувшейся на рынок LADA Vesta июльские продажи составили 5041 штуку, а у китайских кроссоверов Chery Tiggo 7 PRO Max, Haval Jolion, Geely Coolray и OMODA C5 они пока не дотягивают до 5000 моделей.
«Июльский показатель продаж оказался наибольшим, начиная с марта 2022-го. Ему совсем немного не хватило, чтобы достичь уровня февраля прошлого года — тогда было реализовано 99 100 новых легковых автомобилей. Помимо низкой сравнительной базы, высокие объемы июля могут быть связаны еще и со вступившим в силу 1 августа новым утилизационным сбором на автомобили. Это обстоятельство могло подстегнуть россиян к совершению покупки машин раньше — до того, как автопроизводители начали бы повышать на них цены», — комментирует руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов. По прогнозам экспертов, подорожание автомобилей из-за утилизационного сбора может составить до 20%.
По оценке «Автостата», в первом полугодии 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,68 млн рублей. Это на 12% больше, чем за шесть месяцев прошлого года. Эксперты агентства отмечают, что этот показатель постоянно растет, но в нынешнем году рост замедлился. Например, в 2021-м средневзвешенная цена увеличилась на 18%, а в 2022 году — на 20%. При этом в 2020 году она выросла лишь на 7%.