Оборот ювелирного рынка в России в первом полугодии вырос на 1,2%
Розничные продажи на российском ювелирном рынке в первом полугодии 2023 года достигли 141,6 млрд рублей, что на 1,2% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Об этот говорится в поступившем Forbes исследовании аналитического центра компании Sokolov (динамику ювелирного рынка компания агрегирует на собственных исследованиях рынка и данных «СберАналитики», Ассоциации компаний интернет-торговли и Росстата).
«Результатом резкого ухода с рынка международных брендов в марте — апреле прошлого года стала разнонаправленная динамика развития рынка в I и II кварталах текущего года. Так, из-за эффекта высокой базы в январе — марте 2022-го (когда мировые и luxury-бренды еще работали в России) в I квартале этого года мы видели снижение рынка год к году на 10%, а во II квартале — рост на 17% по причине уже низкой базы в особенно турбулентные месяцы II квартала прошлого года. Только в июне продажи выросли на 21,2%», — поясняет Алина Колпакова, руководитель аналитического центра Sokolov.
Рост стоимости сырья и драгоценных металлов привел к росту розничных цен. Биржевая стоимость золота в первом полугодии, по данным портала Tradingeconomics.com, колебалась от минимума в феврале и марте ($1806 и $1808 за унцию соответственно) до максимума в мае — $2051 за унцию.
Производство ювелирных изделий в России растет. По данным Росстата (с ними ознакомился Forbes), с января по июнь 2023 года количество произведенных ювелирных изделий из золота и серебра в России выросло на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составило 82,7 млрд рублей. Среднерыночные розничные цены на ювелирные изделия в июне 2023-го выросли лишь на 10% относительно декабря 2022 года, отмечает Росстат, а относительно мая 2023 года — всего на 1,7%.
Средний чек с начала года вырос на 15% и составил 7100 рублей против 6166 рублей по итогам первой половины 2022 года, говорится в исследовании Sokolov.
В начале года Sokolov прогнозировал, что российский ювелирный рынок в этом году вырастет на 2–3%, но сейчас компания решила пересмотреть прогноз. «Во втором полугодии мы рассчитываем на рост рынка на уровне около 10%, а по году в целом будет [рост] порядка 6%, до 319 млрд рублей», — говорит Колпакова. По ее словам, драйвером восстановления рынка станут онлайн-продажи, доля которых за первое полугодие увеличилась с 17 до 20% и составила 28 млрд рублей.
С оценкой согласен и гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Мы видим, что в 2023 году ювелирный рынок начал восстанавливаться, и по итогам года и с учетом ослабления рубля рост будет около 5%».
На рост рынка будет влиять ряд факторов. Во-первых, дальнейшее развитие онлайн-продаж (в том числе и на крупнейших маркетплейсах) и расширение ассортимента российских игроков, которые активно увеличивают предложение в высоком ценовом сегменте. Во-вторых, усиливающаяся ценовая конкуренция между ретейлерами делает ювелирные изделия более доступными по цене. И в-третьих, покупку ювелирных изделий россияне рассматривают в качестве инструмента сохранения сбережений от инфляции, так как вложение в доллары и евро становится все более сложным из-за ограничений на перевод валюты за границу.