РЖД попросили дать в 2024 году надбавку к тарифу в 1%, чтобы собрать средства на обеспечение транспортной безопасности. По данным источников «Коммерсанта», в прошлом году расходы монополии на эти цели превысили 45 млрд рублей. Участники рынка не согласны, чтобы эти расходы финансировались за их счет, учитывая и без того быстрый рост тарифов
РЖД попросили правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1% для обеспечения транспортной безопасности, рассказали «Коммерсанту» два источника, знакомые с ходом обсуждения. В аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова запрос издания переадресовали в компанию, где от комментариев отказались.
В 2022 году затраты РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд рублей, сообщил изданию собеседник, знакомый с позицией компании. Он отметил, что РЖД финансирует все мероприятия по этой линии, в том числе привлечение спецподразделений для охраны и оснащение техническими средствами, из собственных средств ОАО РЖД, и предлагаемая индексация на 1% лишь частично покроет рост расходов компании.
За полтора года с начала «военной спецоперации»* произошло более десяти поджогов релейных шкафов на железных дорогах, зафиксированы несколько взрывов. В мае 2023 года, к примеру, локомотив и семь вагонов грузового поезда сошли с рельсов в результате «незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта» в Брянской области. В июне из-за повреждения железнодорожного полотна было приостановлено движение поездов в Кировском районе Крыма. Тем не менее, отмечал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, утверждать, что число таких преступлений на железной дороге возросло, «объективных оснований нет».
Собеседник издания среди грузоотправителей напомнил, что тарифы РЖД в последние годы возросли, заметно превысив заложенные в программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0,1%). Издание напоминает, что в 2022 году тарифы были проиндексированы в сумме на 18,6% к 2021-му. В 2023 году тариф вырос на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт. Как отметил один из грузоотправителей, рост финансовой нагрузки на РЖД в сфере транспортной безопасности не объясняет, «почему эти расходы должны финансироваться за счет роста тарифа, а не прямой господдержки».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров назвал запрос индексации тарифа оправданным, учитывая рост террористической угрозы. За счет надбавки нужно обеспечить в первую очередь физическую противодронную защиту, отметил он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.