Поставки российских товаров в Турцию в июне упали до уровня двухлетней давности
Импорт российских товаров в Турцию в июне сократился до минимального месячного уровня с конца «досанкционного» 2021 года. Он упал на 43% к июню 2022 года и на 36% — к маю. Аналитики объяснили падение снижением цен на российские ресурсы и запасами впрок, сделанными Турцией
Поставки товаров из России в Турцию в июне 2023 года составили в долларовом выражении $2,91 млрд, пишет РБК со ссылкой на TurkStat. Это минимум с октября 2021 года, следует из данных статистического ведомства. По сравнению с маем ($4,57 млрд) турецкий импорт из России в июне 2023 года сократился на 36% ($4,57 млрд в мае), к июню 2022 года — на 43% ($5,1 млрд).
За первую половину года Турция ввезла из России продукцию на $24,7 млрд. Это на 10,8% меньше, чем за тот же период прошлого года ($27,7 млрд). По доле импорта первенство Россия удержала — 13,4% от общего импорта Турции против 12% у Китая. Китай обошел Россию в июне как крупнейший поставщик товаров в страну в долларовом выражении, следует из данных TurkStat.
Поставки российского минерального топлива (группа 27 международной товарной номенклатуры — нефть, нефтепродукты, уголь, природный газ) в Турцию в июне сократились до $1,76 млрд, на 20% по отношению к маю ($2,2 млрд), показывают данные TurkStat. На энергоносители приходится более 60% всего импорта Турции из России. Данные TurkStat по альтернативной классификации демонстрируют, что в июне 2023 года импортные закупки российских товаров по конфиденциальным статьям (к ним может относиться сырая нефть) составили $655 млн. Это на 18% меньше, чем в мае ($803 млн), в марте они приближались к $1 млрд.
TurkStat подсчитал, что в июне импорт в страну сырой нефти составил чуть менее 3 млн т — на 22% больше в физическом выражении, чем в мае, но на 5% меньше, чем в июне 2022 года. Ни общий импорт нефти в денежном выражении, ни импорт нефти по странам происхождения Турция не раскрывает. Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский сказал, что предпосылок для снижения импорта энергоресурсов из России в Турцию не просматривается, а снижение в июне могло быть компенсировано большим объемом поставок в мае. Он не исключил, что Турция могла искусственно снизить закупки ресурсов из России, сохраняя тем самым нейтралитет перед западными партнерами.
Ведущий эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко объяснил снижение доли России в импорте Турции с 16,1% в июне 2022 года до 11,2% в июне 2023-го падением цен на энергоресурсы. Эталон Brent в июне 2022 года был на максимуме, а к июню 2023 года сократился на 40% — примерно в той же степени снизился и импорт Турции из России, отметил собеседник издания. По словам Гнидченко, Турция в июне сильно снизила импорт не только из России: в сравнении с июнем 2022 года совокупный импорт Турции упал на 17,5%, или на $5,5 млрд.
Эксперт напомнил, что в июне произошло резкое ослабление лиры — турецкий ЦБ отказался использовать золотовалютные резервы для ее поддержания. Кроме того, в начале 2023 года Турция импортировала «впрок», потому что лира поддерживалась «из последних сил» перед выборами, сказал он. «Турция в целом не так сильно зависит от российского минерального сырья, однако получает большую выгоду от его перепродажи на мировой рынок», — отметил доцент кафедры международной торговли ВАВТ Андрей Кушниренко.
В июне снизился и стоимостный объем импорта других товаров из России в Турцию. Например, группы 10 — злаки, в том числе зерно: снижение в 2,1 раза к маю, до $240 млн. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько пояснил: «На фоне поступления нового урожая, высоких переходящих запасов и введенных Турцией импортных пошлин стимулы к импорту временно подзавяли, но это ненадолго».