К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как российский лесопромышленный комплекс выживает под санкциями

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
В прошлом году российский лесопромышленный комплекс (ЛПК) столкнулся с санкциями и потерял доступ к европейскому рынку. В этих условиях многие крупнейшие компании пребывают в пессимистичных ожиданиях об итогах года, показали результаты исследования консалтинговой компании Strategy Partners. Больше половины опрошенных прогнозируют снижение выручки, многие сокращают или замораживают инвестпрограммы

Консалтинговая компания Strategy Partners, входящая в группу Сбербанка, представила результаты опроса «Ожидания компаний ЛПК в 2023 году», в котором приняли участие 52 компании из всех подотраслей ЛПК — лесозаготовительной, деревообрабатывающей, лесохимической и целлюлозно-бумажной. Суммарно компании-респонденты формируют более 20% выручки российского ЛПК. 

В апреле 2022 года ЕС утвердил пятый пакет санкций против России, которым среди прочих ограничений ввел запрет на импорт в страны Евросоюза продукции российского ЛПК — древесины и изделий из нее. Запрет был введен с отсрочкой до 10 июля того же года. Европейская комиссия оценивала стоимость продукции, попавшей под запрет, в €3,16 млрд. Пакет также вводил запрет на поставки в Россию некоторых видов лесной продукции, включая бумагу и картон, а также машиностроительной продукции для ЛПК.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В условиях санкций больше половины опрошенных компаний (55%) ожидают снижения выручки по итогам 2023 года. При этом 33% компаний предполагают, что снижение окажется в диапазоне 10–20%. О негативном влиянии на инвестиционную программу сообщили 53% компаний. Каждая пятая компания инвестпрограмму заморозила, каждая третья сократила инвестиции более чем на 30%. Впрочем, партнер и руководитель Strategy Partners Павел Билибин на презентации исследования отметил, что «для ряда отраслей нижняя точка пройдена». 

 

Экспорт

Санкции были озвучены весной 2022 года, а вступили в силу в июле — это позволило компаниям легко пережить половину прошлого года, отметил Билибин. «Европейские покупатели забирали максимальное количество продукции, потому что понимали, что введенные ограничения не позволят быстро переключиться на других поставщиков», — отмечает он. Помог неплохо пережить первое полугодие и высокий курс евро, доходивший до 120 рублей. «Все выгрузились по максимуму и получили рекордную рублевую выручку. Только во втором полугодии пошло снижение», — говорит Билибин.

Лишившись доступа к европейскому рынку, российский леспром был вынужден перенаправить выпавшие объемы на рынки дружественных государств, в первую очередь на крупнейший рынок лесопромышленной продукции — Китай. Российские производители также столкнулись с существенными логистическими проблемами — крупнейшие контейнерные линии перестали обслуживать российских производителей, что вызвало существенное удорожание перевозок. Многие экспортные восточные маршруты при этом оказались перегруженными, поскольку производители других товаров также переориентировали свои экспортные потоки, и ЛПК приходится с ними конкурировать.

 

Из-за санкций, как показало исследование Strategy Partners, примерно четверть компаний, в основном занимающихся деревообработкой и производством мебели, снизили объемы производства, нарастить производство удалось лишь каждой седьмой компании из опрошенных. 

В 2023 году, по словам Билибина, в части отраслей началось восстановление. «Например, фанера. Очень депрессивно все смотрели на эту историю, когда закрылись рынки, поскольку практически 80% фанеры, в основном высокомаржинальной, которую мы продавали, шло в Европу, — отмечает он. — Переориентироваться в моменте было просто некуда. Но сейчас мы видим, что компании потихонечку начали искать и находят ниши, куда поставляют продукцию. Даже сейчас я слышу оптимистичные прогнозы, что некоторые компании вернутся к инвестпроектам по строительству новых мощностей по производству фанеры, что звучит удивительно, но обнадеживающе». По словам Билибина, большая часть производимой сейчас в России фанеры идет в Китай, а также в США, которые не запретили ее ввоз, хотя и повысили пошлины. Экспорт идет также традиционным покупателям в страны Ближнего Востока и Северной Африки, которые увеличили объемы ввоза.

Достаточно неплохо, по словам Билибина, выглядит ситуация в целлюлозно-бумажной промышленности. Он напомнил, что эта отрасль была меньше всего задета санкциями, поскольку ее основным экспортным рынком был Китай, а на внутреннем рынке ее маржинальность была выше, чем у других отраслей ЛПК.

 

Китай Билибин назвал «спасательным кругом» для российского ЛПК, но отметил ряд проблем в торговле с этой страной. «Китай — это один из крупнейших рынков для продукции ЛПК и, в силу введенных ограничений, единственный такой масштабный рынок, на который мы смогли переориентировать значительную часть потоков, — говорит Билибин. — Единственное отличие китайского рынка от европейского — низкая маржинальность. Китай — рынок объемов. Он готов потреблять колоссальные объемы продукции ЛПК, но при этом цены [на нее будут] существенно ниже. К тому же продукция достаточно высокого передела не пользуется спросом на китайском рынке». Поэтому, говорит Билибин, бывали случаи, когда компании поставляли в Китай шпон вместо более дорогой фанеры, состоящей из нескольких слоев того же шпона.

Внутренний рынок

Ограничения на импорт техники и технологий стали еще одним негативным фактором для отрасли. «В последние несколько лет мы всю технику и технологии получали по импорту, — отметил Билибин. — У нас практически перестала производиться продукция машиностроения для ЛПК. Не только в высокотехнологичных областях, таких как производство целлюлозы и плит, но и на лесозаготовках практически вся техника закупалась. Введенные ограничения фактически остановили часть инвестпроектов. Это привело к тому, что наши компании стали активно искать замену технике и технологиям, которые раньше импортировали из Европы и США, и переориентировались в первую очередь на Китай, Индию и Иран, в меньшей степени Бразилию».

Кроме техники, технологий и комплектующих, ЕС ввел запрет на ряд видов продукции, которая использовалась в упаковочной промышленности. «Например, пакетики для чая, — приводит пример Билибин. — У нас в России этот продукт не производится совсем, и сейчас решается, кого [можно] быстро переориентировать на его производство. Та же ситуация с высокомелованным картоном. У нас предприятие «Кама» запустило производство этого вида продукции, и я надеюсь, что [они] скоро смогут заменить импорт. Также «Монди» (Сыктывкарский ЛПК) делает сейчас сложную продукцию. И они смогут заместить то, что мы покупали».

Также, как отметил Билибин, заявляется много проектов по замещению химикатов для ЛПК, в частности растворимой целлюлозы — основы для производства вискозных тканей. «Эта продукция у нас, к сожалению, не производится, — напомнил он. — Последним предприятием, которое производило растворимую целлюлозу из лиственницы, был закрывшийся Байкальский ЦБК. Поэтому ряд компаний рассматривают варианты строительства предприятий для ее производства».

Россия способна конкурировать на внешних рынках с продукцией ЛПК Скандинавии и Канады, но необходимо развивать и внутренний спрос, отметил Билибин. Сейчас мы должны переориентировать часть потоков с экспорта на внутренний рынок, говорит он. Для этого необходима поддержка государства по ряду направлений, например в стимулировании перевода котельных с ископаемых видов топлива, мазута и угля на возобновляемые в виде древесных топливных гранул-пеллет. «Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности также с надеждой смотрят на перспективу запрета на использование пластиковой упаковки, который помог бы поднять спрос на картонную и бумажную продукцию», — добавил Билибин.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+