Госдума выделит 9% дорожной сети России в особую категорию
Госдума законодательно выделит 136 000 км наиболее важных для экономики автотрасс (9% всей дорожной сети) в «опорную сеть автодорог». Поправки в законодательство парламент может принять 12 июля. Они позволят обеспечить ремонт и содержание входящих в опорную сеть магистралей по нормативам, которые действуют для федеральных трасс, отмечают эксперты
Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в устав автомобильного транспорта, разработанные Минтрансом вместе с изменениями в КоАП (их планируется рассмотреть отдельно). Ко второму чтению законопроекта в нем появились новые изменения — комитет Госдумы по транспорту предложил внести в закон об автодорогах термин «опорная сеть автодорог», пишет «Коммерсантъ». Поправки в законодательство парламент может принять 12 июля.
Это изменение не связано с первоначальной тематикой законопроекта. Закон определит «опорную сеть автодорог» как «совокупность автомобильных дорог, обеспечивающая бесперебойное движение транспортных средств, транспортную связанность территории РФ, единство ее экономического пространства». В опорную сеть Росавтодор объединил 136 000 км (9% протяженности всех дорог России) федеральных и региональных дорог, включая проектируемые участки, самые важные для развития экономики страны. Вошедшие в опорную сеть трассы впоследствии включили в правительственный план дорожной деятельности до 2027 года с финансированием в объеме 13 трлн рублей.
Из поправок следует, что в опорную сеть войдут: все федеральные трассы; региональные трассы, соединяющие Москву со столицами других субъектов РФ, столицы регионов между собой, столицы регионов с городами с численностью населения более 100 000 человек; дороги с интенсивностью движения более 10 000 автомобилей в сутки; магистрали, обеспечивающие подъезд к пунктам пропуска через госграницу; иные дороги, соответствующие критериям, которые определит правительство. Межмуниципальные дороги тоже могут в нее войти, следует из поправок.
Научный директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин предположил, что поправки дадут юридическое основание для правительства России обеспечить финансированием все автодороги опорной сети. Действующее постановление правительства о нормативах финансовых затрат на капремонт, ремонт и содержание дорог с учетом их категории, региона и уровня инфляции касается только федеральных дорог. Ко всем дорогам опорной сети впоследствии будут предъявляться единые правила по уровню содержания, это будет подкреплено соответствующим финансированием, подтвердил предположение ученого источник, знакомый с вопросом.
В Росавтодоре сказали, что изменения повлияют на общие подходы к финансированию дорожных работ. «Речь идет о приоритезации мероприятий по приведению самых востребованных автомобильных дорог опорной сети в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние», добавили там. Блинкин считает единые правила финансирования для всей опорной сети большим шагом вперед. Он сомневается, что Минфин согласится заложить эти траты в бюджете: «сейчас экономят на всем».
Исходные законопроекты предусматривают наделение регионов правом устанавливать штрафы за бесплатный проезд по региональным платным дорогам, таким как Московский скоростной диаметр, мост через Каму в Удмуртии и другие. Сейчас размер штрафов единый — 1500 рублей для легковых автомобилей, а сборы идут в федеральный бюджет. Минтранс полагает, что часть штрафных денег от региональных проектов должна идти в местные бюджеты. Регионы смогут установить свои санкции, но не выше действующего уровня штрафа.