«Коммерсантъ» узнал о возвращении Минтранса к идее допсбора с авиапассажиров
Минтранс вернулся к идее создания «резервного фонда поддержки пассажиров» на случай банкротства авиакомпаний, пишет «Коммерсантъ». Источником гарантийных резервов должен стать «регулируемый сбор, взимаемый при оформлении перевозки». Его будут собирать с пассажиров при покупке билетов.
По данным газеты, Минтранс сообщил в июне авиакомпаниям, что работает над предложением «Ростеха» запустить «национальную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте» на базе единого оператора — АО «Авиагарант». В «Ростехе» газете подтвердили обсуждение идеи. Величина сбора пока не утверждена, идут дискуссии с авиакомпаниями, рассказали в госкорпорации.
Новый сбор не будет дублировать существующий, который вносят в Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ, ею управляет компания ТКП), заверили в «Ростехе». Размер этого сбора — 185 рублей. По оценке авиаперевозчиков, сумма нового сбора составит 150-300 рублей. Увеличение цен на перелеты может привести к сокращению пассажиропотока и другим негативным последствиям для авиаотрасли, полагают в авиакомпаниях.
Собеседник газеты в «Ростехе» отметил, что сбор нужен для возмещения средств пассажирам при отмене рейса или в случае банкротства авиакомпании. Источник в Минтрансе добавил, что сейчас не прописан порядок действий авиаперевозчиков при возникновении у них финансовых трудностей. Год назад отмечалось, что фонд «будет формироваться за счет перераспределения сборов, установленных действующим законодательством РФ».
Новый сбор помог бы ускорить возврат средств клиентов при форс-мажорах, чтобы пассажиры не ждали денег годами, сказали опрошенные газетой юристы. Он может снять часть нагрузки бюджета при массовых отменах рейсов, отметили собеседники в госструктурах. В экспертном сообществе подсчитали, что при текущем пассажиропотоке годовой сбор фонда составит около 1,5–3 млрд рублей (при сборе с пассажира в 150-300 рублей).
Этого не хватит на случай повторения массовых отмен рейсов, сказал один из экспертов, а на случай банкротств авиакомпаний размер фонда представляется избыточным. Если сумму сбора снизить «до символических 50 рублей», а расходы самого «Авиагаранта» публиковать, идея может быть полезной, сказал собеседник в экспертном сообществе.