К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Карлос Гон — о «странном конфликте» в Nissan и своем иске на $1,1 млрд

Карлос Гон (Фото Marlene Awaad / Bloomberg via Getty Images)
Карлос Гон (Фото Marlene Awaad / Bloomberg via Getty Images)
Бывшего главу Nissan Карлоса Гона арестовали в ноябре 2018 года в Токио, обвинив в занижении доходов в отчетности для японских властей, однако ему удалось сбежать в коробке из-под аудиооборудования. Теперь он скрывается в Ливане и недавно подал иск на $1,1 млрд против Nissan и топ-менеджеров компании. Гон согласился побеседовать с Forbes USA об иске, состоянии союза Renault–Nissan–Mitsubishi и электромобилях

Карлос Гон создал себе репутацию лидера, который спас Renault от почти неминуемого банкротства, а затем повторил то же самое в Nissan, сформировав сильный союз, куда в итоге вошла Mitsubishi Motors. Этот союз собирался включить в свои ряды Fiat Chrysler, однако 19 ноября 2018 года Гона внезапно арестовали после прибытия в Токио. Его обвинили в том, что он якобы занизил свои доходы в отчетности для японских властей.

После ареста бывший герой автопромышленности провел более 100 дней в тесной, неотапливаемой тюремной камере. Совет ООН по правам человека назвал это задержание незаконным. Когда Гона отпустили под залог в $8,9 млн и посадили под домашний арест, он сбежал из Японии в коробке от аудиооборудования. Гон заявил, что предъявленные ему обвинения были политически мотивированы и он не мог надеяться на справедливый суд. 

Теперь он скрывается в Ливане и недавно подал иск на $1,1 млрд против Nissan и десятка топ-менеджеров компании. 27 июня он согласился побеседовать с Forbes об иске, состоянии союза Renault–Nissan–Mitsubishi, Илоне Маске и электромобилях.

 

Судебный процесс

Иск о взыскании $588 млн компенсации и $500 млн штрафных убытков с Nissan был подан в Ливане, поскольку именно там предположительно были совершены некоторые из преступлений, жертвой которых стал Гон. Время подачи иска отражает сложности в сборе доказательств, с которыми Гон столкнулся, когда лишился доступа к своим телефону, ноутбуку, электронной почте и документам в момент ареста. 

«Думаю, сейчас у меня остается, может быть, 30% от того, что было, ― говорит Гон. — Но эти 30% так очевидны, так красноречивы, что мы решили продолжать».

 

Гон отмечает, что вначале его арестовали всего лишь по одному обвинению — «занижение размера компенсации, которая не была ни назначена, ни выплачена». Гон стал самым высокооплачиваемым топ-менеджером Японии, однако его зарплата была заметно ниже, чем у его конкурентов в отрасли, таких как генеральный директор GM Мэри Барра (Гон говорит, что в 2009 году бывший царь автопромышленности Стив Рэтнер предлагал ему эту должность). Обвинения, предъявленные Гону, не рассматривались в суде, однако правила и переговоры вокруг размера зарплаты главы международного союза были весьма запутанными.

«Странный конфликт» в Nissan

«Сегодня это лишь видимость союза, и последней главой стал странный конфликт между генеральным и операционным директорами, в результате которого операционный директор был снят с должности», ― говорит Гон. Он добавляет, что на собрании акционеров 27 июня «не было задано ни одного вопроса о том, почему операционный директор покинул компанию, ни одного вопроса об иске, который я предъявил компании».

Однако Гон считает особенно примечательным число акционеров, присутствовавших на собрании — 243. «Когда я на протяжении 19 лет был генеральным директором компании, на наших собраниях присутствовало в среднем 2000 акционеров», ― сказал он, назвав собрание «организованным шоу» с «нулевой прозрачностью».

 

«Все это началось, потому что японцы перестали доверять французам, ― говорит он. — Развод неизбежен».

Об электромобилях и Илоне Маске

Гон рассуждает и о том, где он видит новые возможности для автопромышленности (он говорит, что консультирует множество предпринимателей и участников отрасли), и о переходе к электромобилям. В 2009 году он и Илон Маск стали первопроходцами, представив Nissan Leaf и Tesla соответственно. «Он создал собственную компанию. А я нет. Это было моей ошибкой, ― говорит Гон. — Если бы я создал стартап, который бы занимался электромобилями или аккумуляторами, я был бы в совсем другом положении».

«Если они откажутся от обвинений, это не значит, что мы квиты. Они должны возместить мне ущерб», — заявил Гон.

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+