Карлос Гон создал себе репутацию лидера, который спас Renault от почти неминуемого банкротства, а затем повторил то же самое в Nissan, сформировав сильный союз, куда в итоге вошла Mitsubishi Motors. Этот союз собирался включить в свои ряды Fiat Chrysler, однако 19 ноября 2018 года Гона внезапно арестовали после прибытия в Токио. Его обвинили в том, что он якобы занизил свои доходы в отчетности для японских властей.
После ареста бывший герой автопромышленности провел более 100 дней в тесной, неотапливаемой тюремной камере. Совет ООН по правам человека назвал это задержание незаконным. Когда Гона отпустили под залог в $8,9 млн и посадили под домашний арест, он сбежал из Японии в коробке от аудиооборудования. Гон заявил, что предъявленные ему обвинения были политически мотивированы и он не мог надеяться на справедливый суд.
Теперь он скрывается в Ливане и недавно подал иск на $1,1 млрд против Nissan и десятка топ-менеджеров компании. 27 июня он согласился побеседовать с Forbes об иске, состоянии союза Renault–Nissan–Mitsubishi, Илоне Маске и электромобилях.
Судебный процесс
Иск о взыскании $588 млн компенсации и $500 млн штрафных убытков с Nissan был подан в Ливане, поскольку именно там предположительно были совершены некоторые из преступлений, жертвой которых стал Гон. Время подачи иска отражает сложности в сборе доказательств, с которыми Гон столкнулся, когда лишился доступа к своим телефону, ноутбуку, электронной почте и документам в момент ареста.
«Думаю, сейчас у меня остается, может быть, 30% от того, что было, ― говорит Гон. — Но эти 30% так очевидны, так красноречивы, что мы решили продолжать».
Гон отмечает, что вначале его арестовали всего лишь по одному обвинению — «занижение размера компенсации, которая не была ни назначена, ни выплачена». Гон стал самым высокооплачиваемым топ-менеджером Японии, однако его зарплата была заметно ниже, чем у его конкурентов в отрасли, таких как генеральный директор GM Мэри Барра (Гон говорит, что в 2009 году бывший царь автопромышленности Стив Рэтнер предлагал ему эту должность). Обвинения, предъявленные Гону, не рассматривались в суде, однако правила и переговоры вокруг размера зарплаты главы международного союза были весьма запутанными.
«Странный конфликт» в Nissan
«Сегодня это лишь видимость союза, и последней главой стал странный конфликт между генеральным и операционным директорами, в результате которого операционный директор был снят с должности», ― говорит Гон. Он добавляет, что на собрании акционеров 27 июня «не было задано ни одного вопроса о том, почему операционный директор покинул компанию, ни одного вопроса об иске, который я предъявил компании».
Однако Гон считает особенно примечательным число акционеров, присутствовавших на собрании — 243. «Когда я на протяжении 19 лет был генеральным директором компании, на наших собраниях присутствовало в среднем 2000 акционеров», ― сказал он, назвав собрание «организованным шоу» с «нулевой прозрачностью».
«Все это началось, потому что японцы перестали доверять французам, ― говорит он. — Развод неизбежен».
Об электромобилях и Илоне Маске
Гон рассуждает и о том, где он видит новые возможности для автопромышленности (он говорит, что консультирует множество предпринимателей и участников отрасли), и о переходе к электромобилям. В 2009 году он и Илон Маск стали первопроходцами, представив Nissan Leaf и Tesla соответственно. «Он создал собственную компанию. А я нет. Это было моей ошибкой, ― говорит Гон. — Если бы я создал стартап, который бы занимался электромобилями или аккумуляторами, я был бы в совсем другом положении».
«Если они откажутся от обвинений, это не значит, что мы квиты. Они должны возместить мне ущерб», — заявил Гон.
Перевод Натальи Балабанцевой