Убывающий субъект: почему Курганская область теряет население
У людей, переживших «лихие 90-е», Курган ассоциируется разве что с действовавшей в столице курганской ОПГ и ее знаменитым киллером Александром Солоником. Регион не имеет четко выраженной отраслевой специализации, как, например, нефтяная Тюмень или промышленный Екатеринбург. И в федеральную новостную повестку область попадает только в случае чрезвычайных ситуаций, таких как пожары весной 2023 года, которые привели к гибели 21 человека и уничтожили более 500 домов. Тем не менее в регионе производят много чего, о чем мы слышали и пользуемся, но просто не ассоциируем с местом.
Тушенка для Кремля
Курганская область хоть и включена в Уральский федеральный округ, географически относится к Зауралью. Как самостоятельная административная единица она была образована в 1943 году из территорий, отрезанных от Тюменской, Челябинской и Свердловской областей. Во время Великой Отечественной войны сюда эвакуировали более двух десятков промышленных производств, в первую очередь машино- строительных. Считается, что именно это дало основу для развития тут в том числе и стратегических оборонных производств.
По данным Инвестиционного агентства Курганской области, сейчас здесь производится 60% выпускаемых страной автобусов среднего класса (Курганский автобусный завод), 41% радиаторов для автомобилей (Шадринский автоагрегатный завод), 25% мостовых металлоконструкций («Курганстальмост»), которые использовались, например, при строительстве участков ЦКАД в Московской области и петербургской «Зенит Арены». Также регион производит 19% российской урановой руды.
Все слышали про аппарат Илизарова — металлическую конструкцию для коррекции костей. Но мало кто знает, что Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г. А. Илизарова (Центр Илизарова), главное медучреждение страны по своему направлению, находится вовсе не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Кургане. Лечат здесь, разумеется, не только аппаратом Илизарова, центр применяет все современные методы ортопедии. Стационар на 800 коек — самый крупный в России среди медучреждений аналогичного профиля. Ежегодно здесь проводится до 14 000 операций, 85% пациентов приезжают в центр из других регионов. Как заметила в интервью Forbes заведующая отделением №17 Центра Илизарова профессор Анна Аранович, в ортопедии есть болезни, которые без аппарата Илизарова вылечить невозможно. А потому пациентов с самыми сложными случаями, требующими лечения методом Илизарова, направляют в Мекку ортопедии — город Курган. Врачи центра недоумевают, почему состоятельные люди едут к ортопедам в Германию, и утверждают, что в Кургане уровень не ниже. При этом операций с использованием аппарата Илизарова здесь делают столько же, сколько во всех европейских странах, вместе взятых. Центр Илизарова в прямом смысле визитная карточка региона: его Музей травматологии и ортопедии даже включен в туристический маршрут для гостей области.
Еще одна визитка Кургана — тушенка. «Все, кто служил в советской армии, должны помнить банки с надписью «Курганский мясокомбинат», — утверждает депутат Курганской городской думы Яков Сидоров. «Объем продаж за 2021–2022 годы составил более 100 млн банок, — рассказывает начальник консервного цеха мясокомбината Павел Яковлев. — Наша продукция поставляется не только в розничные сети, но и в Росрезерв. Мясную консервацию можно встретить в армейских пайках. В прошлом году тушеная говядина получила лицензию официального поставщика Кремля. В России продукция представлена в 81 регионе, также она поставляется в Китай, Казахстан, Вьетнам и другие страны». По объемам продаж курганская тушенка держит лидерство, периодически деля его только с орловской (марка «Главпродукт»).
В рамках общей идеи размещения за Уралом стратегических производств в 1958 году в Кургане был открыт завод антибиотиков «Синтез». С 2020 года предприятие входит в «Биннофарм Групп», принадлежащую АФК «Система». По словам представителя компании, курганский завод сейчас является лидером среди отечественных производителей антибиотиков, обеспечивая до 25% годового объема антибактериальных препаратов в России. Большую часть из них «Синтез» производит по полному циклу из собственных субстанций.
«Последние три года осуществляется программа комплексной модернизации и расширения предприятия. Чтобы обеспечивать производство необходимого рынку количества качественных и доступных антибактериальных препаратов, мы вкладываем ежегодно около 2 млрд рублей, — рассказывает Forbes генеральный директор ООО «Биннофарм Групп» Рустем Муратов. — Цех бета-лактамных антибиотиков на заводе является самым производительным в России и СНГ и одним из самых мощных в Европе. В наших планах продолжать увеличивать мощности и модернизировать «Синтез». Так, сейчас мы осуществляем трансфер производства некоторых лекарственных средств из Московской области на площадку в Кургане».
Империя Максима
Вызвать «Яндекс.Такси» в аэропорт Кургана в шесть утра корреспонденту Forbes не удалось — сервис не нашел ни одной работающей машины. Зато пассажиров бодро забирали автомобили с символикой такси «Максим». Пришлось срочно установить приложение этого сервиса и вызвать такси через него.
По данным Аналитического центра при Правительстве России, объем российского рынка легальных услуг такси по итогам 2021 года составил 820 млрд рублей против 644 млрд рублей в 2020 году, лидерами по заработку среди агрегаторов стали «Яндекс.Такси» (66%), «Ситимобил» (8,3%) и созданный в Кургане «Максим» (7%). Штаб-квартира агрегатора, работающего по всей России, а также в Индонезии, Аргентине и еще 18 странах мира, с момента основания в 2003 году продолжает работать в Кургане. Встретиться с основателем компании Максимом Белоноговым не получилось — в компании «Максим Технология» сообщили, что его нет в городе. Зато удалось познакомиться с весьма неожиданным проектом, созданным при участии Максима и «Максима». Как рассказывают знакомые Белоногова, предприниматель, подбирая себе машину для комфортного путешествия в Арктику, познакомился с разработкой конструктора из Екатеринбурга Алексея Макарова и в 2015 году инвестировал в запуск производства его экспедиционного вездехода с повышенными характеристиками по проходимости, комфорту, вместимости, грузоподъемности, автономности и живучести.
В результате был создан дом на колесах для тяжелого бездорожья и холода: шестиколесный снегоболотоход весом 4 т (при полной нагрузке — 7 т). Сейчас колесные вездеходы «Бурлак» выпускаются в нескольких версиях: начиная от того же дома на колесах и заканчивая передвижными лабораториями, пожарными машинами, грузовиками с автокранами и т. д. Шесть таких вездеходов уже работает в Антарктиде на строительстве новой станции «Восток».
Пока развернутое в промзоне Кургана производство выдает всего три-четыре машины в месяц. При розничной цене около 15 млн рублей оборот небольшой. Однако, судя по тому, как это организовано — с фирменной униформой, собственной столовой для рабочих, системой учета, технологией бережливого производства и т. п., — становится понятно, что планируется здесь что-то явно масштабное. Как рассказал коммерческий директор ООО «Вездеходы «Бурлак» Роман Панкратьев, новые площадки предприятия позволят выпускать в месяц до 30 вездеходов. Более того, если сегодня кузов изготавливают на предприятии сами, а непосредственно автомобиль собирают из агрегатов поставщиков, то в будущем собираются многие комплектующие выпускать самостоятельно. С расчетом на поставки другим автозаводам производство автокомпонентов будет значительно превышать собственные потребности. Объемы инвестиций в проект не раскрываются.
Согласно данным сайта администрации Курганской области, в состав группы «Максим» входят, помимо упомянутых сервиса такси и производства вездеходов, кол-центры, рекламная компания «Бункер Медиа», кондитерская фабрика «Славянка», сервис подбора туров Go! Touristic, авиацентр «Логовушка», благотворительный фонд «Гарант» и др. Администрация также сообщает, что «в 11 подразделениях «Максим Технологии» трудится более 300 квалифицированных сотрудников. Они разрабатывают программное обеспечение, которое используется по всему миру».
«По моим данным, Максим скупил всех курганских айтишников. Кроме него, здесь уже программное обеспечение заказать не у кого, — рассказывает один из местных предпринимателей. — Это наш областной «Яндекс».
Город для старости
Глава Курганской области Вадим Шумков в 2019 году предложил объединить свой регион с Тюменской областью. Позже его пресс-служба это заявление опровергла. Но весной 2021 года подобную инициативу озвучил вице-премьер Марат Хуснуллин. «Почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они в 190 км друг от друга. Вот почему они должны жить хуже? У одних есть нефтяные доходы, у других нет. У нас что, это жители другой страны?» — объяснил он идею укрупнения регионов.
Зарплаты в Кургане ниже, чем в соседних областях. Даже старая проблема с повышенным тарифом на электроэнергию была решена два года назад за счет соседей. Как рассказал Forbes депутат Госдумы от Курганской области Александр Ильтяков, высокая стоимость для отдельных клиентов была обусловлена низким объемом общего потребления региона. После объединения энергосистемы с Тюменской областью тариф выровнялся.
К соседям перебегают и кадры, курганские работодатели жалуются не только на дефицит опытных квалифицированных работников, но и на нехватку молодежи, которую можно подготовить.
«Лично мне в моем уже пенсионном возрасте в Кургане комфортно. Относительно небольшой спокойный город. Подходящий, чтоб в нем состариться, — говорит один из курганцев. — А молодежи тут скучно. Никакой движухи. У самого дети несколько лет назад уехали. Сейчас хоть центр как-то оживили, набережную сделали — гулять можно. Раньше совсем депрессивно было».
Спектакли в областном драмтеатре всего пару раз в неделю. На запрос в «Яндекс Афише» о вечерних мероприятиях в Кургане на большинство дат выдача одинакова: «Ничего не найдено». Кроме кино и баров, других развлечений нет. В Екатеринбурге, где более 1,5 млн населения, совсем иная жизнь. До него пять часов езды на машине, Тюмень с Челябинском еще ближе. Одни ездят в эти города на выходные развеяться, другие переезжают на постоянное место жительства. И переносят к соседям бизнес.
Четырехзвездочный отель «Версаль» в центре Кургана открылся в 2019 году, а уже в 2021-м был выставлен на продажу. В интервью URA.RU бизнесмен Сафа Нифтуллаев среди прочего объяснил желание избавиться от гостиницы проблемами ведения бизнеса в Кургане. По его словам, он думает о переводе своей деятельности в другой регион. Корреспондент Forbes встречается с совладельцем «Версаля», братом Сафы — Нифтуллой Нифтуллаевым — в ресторане отеля. Предприниматель рассказывает, что братья переселились в Курган из Азербайджана еще в 1993 году и уже 30 лет занимаются оптовым завозом и поставками в магазины области продуктов и товаров народного потребления. «Такой отель, вписанный в угол улицы, я видел в Париже. Показал архитектору и спросил, сможет ли сделать так же, — рассказал Нифтулла Нифтуллаев. — Вы бы видели, какой жуткий павильон стоял раньше на этом месте». Строительство отеля началось в 2016 году, и уже через три года он открылся.
Это не единственный девелоперский проект Нифтуллаевых. В декабре 2014 года они по конкурсу получили право аренды земли и разрешение на строительство торгового центра рядом с новостройками в Заозерном районе города. Площадь ТЦ стоимостью 500 млн рублей по проекту составляет 18 000 кв. м, было заявлено, что он создаст 560 новых рабочих мест. Местоположение в спальном районе было выбрано коммерчески удачное, но сама площадка на заросшем камышом болоте была проблемной. Прежде чем начать возводить стены, говорит Нифтуллаев, 20-тонные «Камазы» совершили 8000 рейсов, чтобы привезти землю для осушения площадки. Для подготовки к строительству было вбито 700 12-метровых свай.
По договору торговый центр должен был запуститься до 2024 года. На подготовку и утверждение проекта и потом на осушение болота ушло около пяти лет. Фактически самое сложное позади — построить стены на уже подготовленной площадке можно довольно быстро. И даже с учетом простоя в пандемию в определенный договором срок строители вполне укладывались. Однако в 2021 году городская администрация договор аренды в одностороннем порядке расторгла якобы за несоблюдение условий по срокам. По словам Нифтуллаева, его об этом даже не уведомили. Бизнесмен оспорил решение в суде. Но пока идет судебное разбирательство, строительство приостановлено. Площадка, на которой бетонными колоннами уже намечены очертания будущего торгового центра, заросла травой. «Видите же, вокруг болото, — кивает на хлябь и камыши Нифтуллаев. — Мы вложили 80 млн рублей. С банковскими процентами уже 100 млн набежало». Никаких компенсаций город не предлагает. Нифтуллаев говорит, что, если проиграет суд, ни одного гвоздя больше в Кургане не забьет — уйдет делать бизнес в Тюмень или Екатеринбург.
Что стоит за решением властей, Нифтуллаеву неизвестно. Даже предположений не делает, кому эту площадку хотят передать. Что для давно работающего здесь бизнесмена довольно странно. Возможно, просто не хочет озвучивать.
«Да просто все, — комментирует Яков Сидоров. — Договор заключался при прежнем губернаторе. В 2019 году пришел новый, Вадим Шумков. А у него свои представления о том, как правильно развивать регион и кто должен этим заниматься». Сидоров вспоминает историю с предпринимателем Александром Рыбиным, который фактически на условиях частно-государственного партнерства несколько лет инвестировал в инфраструктуру городского сада. «Рыбин реально вложился. Но сверху была дана команда любой ценой расторгнуть договор и вернуть сад в муниципальное управление. Искали нарушения — вплоть до того, что пересчитывали лампочки в фонарях. Ничего не нашли, но договор в 2020 году все равно расторгли», — рассказывает Сидоров. Согласно источникам URA.RU, после этого Александр Рыбин и его жена Наталья переехали в Москву.
На последних губернаторских выборах 2019 года Яков Сидоров был соперником Шумкова — кандидатом от КПРФ. Набрав около 10% голосов, занял второе место. «Говорят, что меня взяли на роль спойлера, — Сидоров пожимает плечами. — Наверное, да. Только меня об этом предупредить забыли. А потому я бился на полном серьезе. И довольно успешно». По его словам, принципиально система управления в Курганской области мало чем отличается от остальных регионов. Однако, если в крупных субъектах федерации власть хоть как-то распределена, то здесь все по-домашнему, даже самые мелкие вопросы решаются на уровне первых лиц. «По моим сведениям, назначения всех муниципальных служащих области, вплоть до сторожа в школу, утверждается лично заместителем губернатора», — рассказывает Сидоров. Принцип, когда без команды губернатора не принимается ни одно решение, по его наблюдениям, трагически сказался во время последних пожаров: когда уже горели поселки, на местах ждали указаний и согласований. В условиях аврала губернатор просто не успевал их раздавать.
Личный Telegram-канал Вадима Шумкова выглядит довольно живо. Местные коллеги утверждают, что, судя по резкости постов, пишет их действительно он сам. Однако к общению со СМИ администрация губернатора явно не расположена: направленные Forbes вопросы о проблемах и путях развития региона остались без ответа.
По данным Банка России, ВРП Курганской области сократился в 2022-м на 0,3%, но сельскохозяйственное производство выросло на 0,9%, обрабатывающее — на 0,3%. «Область создали в 1943 году для снабжения фронта продовольствием и техникой, — рассказывает Александр Ильтяков. — И нам правильно было бы развиваться именно в этих направлениях — в сельском хозяйстве и машиностроении». Про сельское хозяйство Ильтяков знает не понаслышке: вместе с братом и армейским другом в 1995-м основал в курганском селе Частоозерье мясокомбинат «Велес». Почти за 30 лет предприятие обзавелось свинофермой, кормовой базой и т. д. «Сейчас в области обрабатывается 1,5 млн га. А всего у нас 3,5 млн га сельхозземель. Понятно, порты от нас далеко — вывозить пшеницу дорого. Нужна глубокая переработка зерна в аминокислоты — корма», — объясняет Ильтяков.
Ильтяков — депутат от «Единой России», активно поддерживает действующего губернатора. А Якову Сидорову после истории с выборами пришлось даже из КПРФ выйти — его критика местных властей оказалась неприемлемой для системной оппозиции. Однако их оценка экономического потенциала региона почти полностью совпадает. «В соседних Челябинской и Свердловской областях горы — там коровы пастись не могут. А в Курганской области, наоборот, все условия. Мягкий климат — не нужно строить теплый коровник. У нас тут в естественной природе вырастают самые крупные косули — охотники со всего мира приезжают за трофеями. Значит, им есть, на чем расти», — комментирует Сидоров. Курганский мясокомбинат из косуль делает колбасу и тушенку. По словам Ильтякова, их насчитывается 300 000 голов, и квоты по отстрелу даже не выбираются полностью.
А машиностроение, по мнению Якова Сидорова, в Кургане просто не распиарено, как в Тольятти или Нижнем Новгороде. «Мы могли бы позиционироваться как центр коммунальной техники. Наш машиностроительный завод выпускает МКСМ (многоцелевую коммунально-строительную технику. — Forbes), в частности маленькие экскаваторы. Нужно просто создавать и продвигать наши бренды», — считает он.