Дорогие каюты: почему увеличение флота не сбило цены на круизы
В 2022 году рынок речных круизов в России вырос на рекордные 35% и достиг 25 млрд рублей, рассказали Forbes в сервисе «Круиз.Онлайн». Этот сегмент расширялся за счет новых туристов, запуска премиальных туров и новых маршрутов. Самым дорогим, согласно рейтингу Ассоциации туроператоров России (АТОР), в прошлом году стал тур по Енисею: за 12-дневный круиз на теплоходе «Максим Горький» компания из семи человек заплатила 3,6 млн рублей.
Во многом развитие этого рынка стимулировали тренд на внутренний туризм и программа кешбэка на поездки по России, досрочно закрытая Ростуризмом в 2022 году. Туристам она позволяла вернуть 20% стоимости круиза, а операторам — поддерживать спрос, особенно в низкий сезон весной и осенью. Дополнительный этап продаж туров с кешбэком весной прошлого года увеличил число бронирований круизов в семь раз.
Размороженные корабли
В 2023 году речных туров на рынке стало больше: только у пятерки самых крупных игроков — компаний «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Созвездие», «Донинтурфлот», «ВолгаWolga» — флот в совокупности увеличился на 30%, говорят эксперты. Вывести дополнительные теплоходы операторы решили после скачка спроса в прошлогодней навигации, замечает Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот» (входит в Московское речное пароходство).
Например, «Донинтурфлот», который базируется в Ростове-на-Дону, вывел на реки весь свой флот — 10 кораблей вместо пяти, которые курсировали в прошлом году. У «Водохода» в этом сезоне тоже пять дополнительных кораблей, у «Мостурфлота» — три. В мае вышел в первый круиз новый теплоход «Огни большого города» компании «Созвездие», построенный в Нижнем Новгороде.
В этом году на российских реках работает на 17 круизных судов больше, чем в прошлом году (103 вместо 86), уточняет директор по развитию компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский. Это в основном теплоходы класса люкс, рассчитанные на 200–250 мест. Многие из них раньше обслуживали иностранцев, которые предпочитали премиальный сервис и простые маршруты с остановками в Москве и Петербурге. Корабли простаивали с начала пандемии, теперь их «разморозили», и операторы пересобирают туры для российских туристов, у которых другие интересы и запросы, уточняет гендиректор маркетплейса «Круиз.Онлайн» Денис Крейцберг.
Туроператор Fun & Sun, который до этого активно продавал речные туры, в 2023 году решил запустить круиз под своим брендом на теплоходе «Нижний Новгород» — это совместный проект с компанией «ВодоходЪ». Корабль в 2019 году прошел реновацию, но с тех пор в навигацию он не ходил. Неделя отдыха на борту в среднем обходится в 60 000 рублей — с питанием «все включено», экскурсиями и детским клубом. В Fun & Sun в этом году планируют отправить в плавание 5000 человек, рассказали в пресс-службе компании, 65% мест до конца сезона уже продано.
Размытый турпоток
Из-за возросшего предложения спрос немного размылся — загруженность теплоходов в этом году ниже примерно на 10%, говорят туроператоры. Если в 2022-м практически все летние туры былы проданы уже в июне, в этом году еще можно выбрать тур на самые популярные месяцы — июль и август.
Прирост в продажах замедлился — 10–15% против прошлогодних 30–35%, отмечает Андрей Михайловский, гендиректор круизного центра «Инфофлот». «Продажи просели у многих в мае — июне из-за вывода дополнительных судов и отсутствия программы кешбэка, — объясняет Гончарова. — Цены выросли, ведь кешбэк давал скидку в 20%». По-прежнему лучше всего продаются туры на выходные и короткие круизы на четыре-шесть дней.
У компании «ВодоходЪ» динамика продаж в этом году выше на 27% к прошлому году, рассказал Суховольский. На рост продаж, по его словам, все еще влияет нестабильная ситуация с выездным туризмом. «В этом году на своих судах мы рассчитываем на загрузку не менее 80%», — говорит Суховольский. В среднем четырехпалубный теплоход вмещает 200 человек и перевозит за сезон 6000 пассажиров.
Цены в 2023 году на самые популярные месяцы приросли на 10–12%, поясняет Михайловский. Сутки с питанием «все включено» с премиальным сервисом обойдутся пассажиру от 10 000 до 25 000 рублей, в зависимости от месяца, категории каюты и лайнера. Например, 14-дневный тур в августе на теплоходе «Лебединое озеро» из Москвы в Санкт-Петербург с заходом в Валаам и Кижи стоит 534 000 рублей на двоих в полулюксе с балконом. Если клиент выбирает лоукост-формат (более дешевая каюта, отказ от части услуг) — 6000 рублей, говорит Гончарова.
Меньше баянов
С 2019 года аудитория речных круизов выросла с 400 000 до 600 000 человек, по оценке Дениса Крейцберга. Турпоток по рекам по итогам года вырастет как минимум на 10%, а оборот рынка — на 20%, он составит 30 млрд рублей, убежден он.
За последние годы аудитория круизов помолодела на 10 лет, уверяет Крейцберг. По его словам, раньше типичным туристом была 55-летняя женщина из Москвы или Подмосковья, сейчас средний возраст — 45 лет, стало больше семей с детьми. Главное, чтобы человек попробовал путешествие по реке хотя бы раз: 50–70% клиентов становятся постоянными, рассказывают операторы.
Но до сих пор многие россияне убеждены, что круизы — это отдых для пенсионеров, сетуют операторы. Они стремятся завлечь более молодых туристов, в том числе с помощью скидок и акций — для молодоженов, детей. «Мы продвигаем путешествия по рекам как средство от выгорания и рабочего стресса», — говорит Крейцберг. По его словам, содержание круизов сильно поменялось: в развлекательных программах стало меньше баянистов и больше спортивных занятий, лекций. На борту проводят выставки, квесты, спа-процедуры, психологические тренинги.
В 2023 году у путешественников популярны туры в Пермь и Уфу, экспедиции на Север и в Сибирь. Операторы стремятся развивать новые маршруты: у компании «ВодоходЪ» в этом сезоне появились круизы в Выборг, теплоходы теперь заходят в Сарапул и Юрьевец. У «Созвездия» стартовал тур по Иртышу и Оби из Сургута с заходом в село Аксарка, расположенное на линии Северного полярного круга — там круизные суда еще не останавливались, уверяют в компании. «Инфофлот» запустил круизы по Белоруссии из Бреста и Мозыря.
«Многие клиенты хотят отдохнуть в тишине, без детей, и в ответ на их запрос мы организовали туры в формате 18+ на теплоходе «Россия», — рассказывает Гончарова. Такие круизы бывают тематическими, например с дегустациями вин, и выкупаются быстрее, чем обычные, говорит она. Туристам предлагают не только экскурсии на берегу, но и «сценическое плавание» — медленный проход корабля мимо достопримечательностей: в это время на борту разыгрывают иммерсивные спектакли, связанные с историей места.
Операторы рассчитывают в этом году выйти на допандемийные показатели продаж. «Предложение может превысить спрос на некоторых направлениях, — говорит Суховольский. — Поэтому мы, например, ставим сдержанный план прироста в количестве туристов — 14% к показателям 2022 года».