«Людей нужно где-то кормить»: почему регионы переживают бум ресторанных франшиз
В российских регионах кратно вырос спрос на ресторанные франшизы. Об этом свидетельствуют данные сервиса Avito, аналитики которого по просьбе Forbes проанализировали динамику откликов на объявления в категории «Общественное питание» с июня 2022 по июнь 2023 года. На Avito доступно более 155 000 предложений в этой категории, из них большую долю (60%) занимают предложения по продаже франшиз заведений общепита. За последний год количество звонков и обращений от потенциальных покупателей к продавцам готового бизнеса и франшиз в сфере общепита в целом по России выросло всего на 58%.
Зато отдельные города-миллионники демонстрируют рост спроса на сотни процентов. Лидером по числу желающих приобрести ресторанную франшизу стала Самара, где за год число запросов выросло на 1500%. В Красноярске этот показатель составил 925%, в Екатеринбурге — 413%, в Казани — 285%, в Краснодаре — 144%. Показатели Москвы и Санкт-Петербурга с их развитым рынком общепита скромнее — 107% и 134% соответственно.
По словам руководителя макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Avito Ильи Дудковского, наибольшую долю (40%) всех предложений по франшизам на сервисе занимают кафе, кофейни и пекарни. На рестораны и пиццерии приходится около 16%, далее идет локальный фастфуд, например, бургерные, точки с шаурмой и суши. Цены сильно варьируются в зависимости от региона к региону: в среднем стартовый паушальный взнос (платеж, после которого предприниматель получает права на использование бренда и технологий производства) начинается от 0,5–1,1 млн рублей, говорит Дудковский. По его словам, параллельно с интересом к франшизам растет и спрос в категории «Оборудование для ресторанов»: за пять месяцев 2023 года спрос потенциальных покупателей в этой категории увеличился на 20% год к году.
Оборот рынка франчайзинга в 2022 году вырос на 19% и достиг 2,8 трлн рублей, показало исследование каталога сервиса Franshiza.ru (есть у Forbes). На начало 2023 года в России работало 3249 брендов по франшизе — это на 5% больше, чем годом ранее.
По данным Franshiza.ru, спрос на франшизы полноформатных ресторанов с января по июнь 2023 года вырос на 17% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская говорит, что в 2022 году около 40% запросов на покупку франшизы пришло от одиночных рестораторов, чаще всего из регионов — тех, кто на тот момент развивал собственное, не входящее в какую-либо сеть заведение: «Это предприниматели, которые остались один на один со всеми сложностями санкционного периода и с падением спроса и приняли решение, что конверсионный франчайзинг (переход на бизнес-концепцию одного из сетевых заведений. — Forbes) будет правильным и своевременным решением». «Пусть в 2023 году процент заявок на конверсионный франчайзинг сократился с 40% до 25%, это все равно является довольно высоким показателем», — добавляет Рождественская.
Голодающие туристы
Собеседники Forbes объясняют рост интереса к ресторанным франшизам неразвитостью рынка общепита в российских городах, куда за последние годы устремились туристы. Илья Дудковский из Avito уверяет: основной спрос на франшизы формируют города-миллионники, которые становятся новыми центрами притяжения для внутреннего туризма. По данным Ростуризма, в 2022 году туристы совершили 153,9 млн поездок по России. Эксперты Ассоциации туроператоров России (АТОР) прогнозируют, что объем рынка внутреннего туризма в 2023 году может вырасти на 30% на фоне снижения спроса на зарубежные направления.
«Ситуация сложилась парадоксальная. Внутренний туризм растет и развивается, но в пик туристического сезона найти свободное место в ресторане какого-нибудь популярного уездного города очень сложно. Людей же нужно где-то кормить», — сетует вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин. По его мнению, рестораторам в регионах очень важно попасть в центр туристических локаций, однако в самых популярных городах зачастую все центральные места уже заняты. Но, по мнению Ромашкина, это не является большой проблемой: «Сейчас в России постоянно открываются новые маршруты для внутренних путешествий, а инвесторы строят новые гостиницы в любом случае, не найдя подходящую локацию в центре, рестораторы могут немного сместиться на периферию, туда, где останавливаются деловые путешественники или едят местные жители».
Интерес к франшизам на фоне растущего внутреннего туризма подтверждают и представители крупных российских ресторанных сетей. «Такого спроса на франшизу, как сейчас, не было никогда, — уверяет основатель ресторанов «Мясо & Рыба» и председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. — Количество запросов бешеное. В последние несколько месяцев наши франчайзи открыли точки в Волгограде, Краснодаре, Ставрополе и продолжают спрашивать и просить».
«Открывшиеся год назад рестораны «IL Патио» и «Планета суши» в Каспийске показывали результаты вдвое больше запланированных, — отмечает директор по франчайзингу «Росинтер Ресторантс» Дмитрий Шалов. — Это связано, на мой взгляд, как с ростом туристического потока в Дагестан, так и с известностью наших брендов». По словам Шалова, развитие на региональных рынках остается для «Росинтера» приоритетной задачей. «Мы видим, как перераспределяются туристические потоки, и понимаем, что эта тенденция будет только усиливаться. Поэтому мы продолжаем расширять географию бизнеса на внутренних рынках и в странах СНГ через партнерство с местными предпринимателями, так как синергия бренда и предпринимателей на местах дает мощный экономический эффект», — говорит Шалов.
Другие участники рынка комментируют ситуацию более сдержанно. «Взрывного спроса со стороны потенциальных франчайзи нет, мы говорим просто о стабильном спросе, — делится директор департамента франчайзинга ГК «Шоколадница» Максим Трубников. — При продаже франшизы «Шоколадницы» на город партнер должен открыть две-три кофейни в зависимости от численности населения, общий объем инвестиций может составить 30–35 млн рублей. На мой взгляд, наиболее популярны в 2023 году франшизы с «легким» входом, не требующие больших вложений — [стоимостью] 2–3 млн рублей. На эти средства вполне можно открыть небольшую кофе-точку. Но развитие внутреннего туризма, безусловно, играет свою роль. Мы наблюдаем значительный рост выручки и высокий трафик у уже существующих партнеров-франчайзи в Нижнем Новгороде, Тюмени, Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других региональных городах. Показатель like-for-like (рост продаж с поправкой на новые и ликвидированные заведения. — Forbes) у наших партнеров-франчайзи вырос от 50% до 80% год к году».
Анна Рождественская отмечает, что у ресторанных инвесторов самым популярным запросом на покупку франшизы является итальянская (33%), грузинская (32%) и паназиатская (18%) кухни, рестораны с мясными концепциями (9%) и пивные рестораны (6%).
По пути меньшего риска
Что еще вызвало ажиотажный спрос на франшизы? По словам Сергея Миронова, виной всему затяжной кризис, начавшийся на рынке еще во времена пандемии и продолжившийся с началом «спецоперации»* — из-за снижения доходов населения прибыльность ресторанов сократилась, они стали закрываться.
Это подтверждают данные подсчетов сервиса «Контур.Фокус» (есть у Forbes). «Рынок общепита в количественном выражении достиг пиковых показателей к началу 2020 года, тогда число баров, кафе и ресторанов приблизилось к 186 000. Но затем бизнес подкосила пандемия — количество заведений в 2021 году сократилось до 175 000, далее рынок замер и пошел в небольшой рост лишь с 2022 года», — перечисляет эксперт «Контур.Фокуса» Антон Яковлев.
Годы пандемии стали лидерами по количеству закрытий заведений: в 2020 году открылось 32 030 заведений, а закрылось 42 343. Аналогичная тенденция была и в 2021 году — открылось 39 900 заведений, закрылось 40 091.
К тому же, говорит Миронов, рестораны столкнулись с внезапным разрывом логистических и производственных цепочек и уходом с рынка зарубежных поставщиков продуктов, напитков и алкоголя: «В большей степени это коснулось локальных одиночек. Выживает крупный сетевой бизнес, а вместе с ним и франшизы вышли из ситуации, смогли наладить поставки».
По мнению Миронова, региональный бизнес понимает, что в одиночку в текущих реалиях выжить невозможно: «Франшиза воспринимается как менее рисковая инвестиция. Местные игроки не хотят сами открываться и ошибаться. Ведь, по статистике, девять из 10 ресторанов закрываются. А с франшизой вся экономика понятна. Предприниматель получает раскрученный бренд, лояльную аудиторию, готовый пул поставщиков, отработанное меню, отлаженные бизнес-процессы».
Это подтверждают и новоиспеченные франчайзи. «Я новичок в ресторанном деле, хотел открыть свой ресторан мяса и морепродуктов, — рассказывает бизнесмен из Ставрополя Александр Макулов. — Но, изучив рынок, понял, что в Ставрополе большие проблемы с поставщиками. Логистика продукта — свежего мяса или морепродуктов с Дальнего Востока на Северный Кавказ весьма сложная. Проблему можно было решить, лишь найдя надежного партнера. Недавно узнал о ресторанах «Мясо & Рыба», идея понравилась. Решил взять франшизу, она обошлась до 10 млн рублей. В апреле открыли в центре города ресторан. Персонал проходил обучение в Москве, все поставки централизованы. С франшизой гораздо проще».
Оборот российского ресторанного рынка в 2022 году, по данным Росстата, вырос на 4,7% и составил 2,28 трлн рублей. Динамика у рынка положительная и количество точек общепита с начала этого года растет, свидетельствуют данные «Контур.Фокус». На январь 2023 года в российском общепите насчитывалось более 180 000 компаний, к июню их количество выросло почти до 188 000. Если же оценивать соотношение регистраций и ликвидаций, то с начала года количество регистраций по всех сегментах общепита также нарастает: на конец мая 2023 года их число составляет уже 3900, в то время как число ликвидаций снижается — 1700 к концу мая.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.