К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Голубая мечта: сможет ли Китай спасти российский газовый экспорт

Завод «Ямал СПГ» (Фото Владимира Смирнова / ТАСС)
Завод «Ямал СПГ» (Фото Владимира Смирнова / ТАСС)
Вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия в ближайшие годы сможет с помощью Китая отыграть, а в перспективе и перекрыть потери, понесенные за счет падения газовых поставок в Европу. По его оценкам, газопроводный экспорт к 2030 году может достичь 100 млрд куб. м, а с учетом сжиженного природного газа — 170 млрд куб. м. Насколько реальны эти планы — разбирался Forbes

Вице-премьер Александр Новак в недавней статье в журнале «Энергетическая политика» озвучил амбициозные планы нарастить за семь лет российский газовый экспорт на Восток до 170 млрд куб. м. Достичь этого предполагается за счет реализации крупных инфраструктурных проектов — «Силы Сибири — 2» и так называемого дальневосточного маршрута, которые должны заработать в дополнение к уже действующему трубопроводу «Сила Сибири — 1» . 

«Эти проекты в области развития газотранспортной инфраструктуры позволят объединить в единую сеть всю газотранспортную систему страны и создать возможность для реализации на экспорт в восточном направлении трубопроводного газа в объеме до 100 млрд куб. м [в год]», — пишет Новак. Кроме того, ожидается, что новые заводы сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале позволят к 2030 году обеспечить его производство на уровне до 100 млн т, и таким образом совокупный объем экспорта газа на Восток к 2030 году вырастет до 170 млрд куб. м, что более чем в пять раз выше показателей 2021 года, утверждает вице-премьер.

В январе на совещании премьер-министра Михаила Мишустина с вице-премьерами Новак сообщил, что в 2022 году экспорт трубопроводного газа в Китай вырос в полтора раза с предыдущего года, до 15,4 млрд куб. м, а экспорт СПГ в Китай составил 6 млн т, увеличившись на 35,2%. В текущем году, по словам Новака, Россия должна нарастить поставки трубопроводного газа в Китай еще на 50%, до 22 млрд куб.м.

 

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), притом что поставки российского трубопроводного газа в Европу уже снизились на 90 млрд куб. м, в нынешнем году эти поставки могут сократиться еще на 45%, или более чем на 35 млрд куб. м. Таким образом, за счет трубопроводного газа и СПГ Россия к 2030 году планирует не только возместить выпавшие поставки в Европу, но и превзойти их почти в полтора раза. 

Газовая арифметика

В настоящее время поставки газа из России в Китай осуществляются по трубопроводу «Сила Сибири — 1», также называемому «Восточным маршрутом», из сибирских месторождений Чаяндинского (в Якутии) и Ковыктинского (в Иркутской области). Его проектная мощность — 38 млрд куб. м с возможным расширением. Выход на полную мощность ожидается в 2027 году.

 

Россия и Китай пока не согласовали проект «Сила Сибири — 2» («Западный маршрут») через территорию Монголии проектной мощностью 50 млрд куб. м. В марте Новак говорил, что Россия надеется до конца нынешнего года заключить с Китаем контракт на поставки по этому трубопроводу. В январе 2022 года «Газпром» подписал с Монголией протокол результатов технико-экономического обоснования проекта газопровода «Союз Восток», который должен стать частью «Силы Сибири — 2», соединив «Силу Сибири — 1» с газопроводом Сахалин — ​Хабаровск — ​Владивосток. 

Недавно президент Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве в сфере поставок газа еще по одному трубопроводу — «дальневосточному маршруту», который иногда называют «Сила Сибири — 3», мощностью 10 млрд куб. м. Ресурсной базой маршрута станут шельфовые месторождения проекта «Сахалин-3». 

Эти три проекта в сумме дают 98 млрд куб. м, почти тот объем, о котором пишет Новак. Аналитики, опрошенные Forbes,  считают, что не все с этими проектами идет гладко.

 

Силы Сибири

Фундаментальным препятствием на пути переориентации экспортных поставок трубопроводного газа из Европы в Азию служит то, что российская газотранспортная система изначально была ориентирована на европейского потребителя, напоминает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин: «Ключевые центры добычи, на сегодняшний день сконцентрированные на Ямале, были напрямую подключены к действующим экспортным маршрутам в направлении Европы. Это, в частности, трансграничный трубопровод Ямал — Европа и глубоководные «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2». После диверсий на газопроводах и блокировки экспорта через Польшу Россия осталась с газотранспортной системой, ориентированной на поставки в западном направлении, в то время как восточное никто не развивал. За неимением магистральных газопроводов в данном направлении Дальний Восток по-прежнему остается обособленным рынком газа, а основные добывающие активы «Газпрома» — отрезанными от перспективных направлений экспорта российского трубопроводного газа». 

Перспективы наращивания объемов поставок по «Силе Сибири — 1» Блохин оценивает позитивно: «На мой взгляд, на данный момент нет существенных рисков снижения темпов загрузки газопровода, который каждый месяц бьет рекорд по суточным поставкам, — считает аналитик. — По нашим оценкам, уже к середине 2025 года трубопровод может выйти на проектную мощность более 100 000 куб. м в сутки, или 38 млрд куб. м в год». Независимый аналитик Елена Ананькина более скептична: «Удастся ли этому проекту [«Силе Сибири — 1»] выйти на полную мощность в 38 млрд куб. м к 2025 году, зависит и от месторождений, на которых были определенные технические проблемы, и от хода строительства [входящего в проект] Амурского газоперерабатывающего завода, чья готовность на начало мая 2023 года составила 88,8% и который должен забирать более тяжелые фракции и гелий из экспортируемого в Китай газа».

«Дальневосточный маршрут» по первоначальному плану планируется запустить к 2025 году. Но директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев сомневается в том, что это выполнимо. «Причина простая — проблема с ресурсной базой на самом Сахалине, — говорит собеседник Forbes. — На сегодняшний день есть много желающих различными путями распределять запасы Сахалина — это газификация Хабаровского края и Приморья, производство СПГ и, собственно, поставки трубопроводного газа в Китай. Предположу, что поставки по этому маршруту могут начаться, скорее всего, между 2026 и 2028 годом. Хотя возможно ускорение».

Несмотря на то что правительства двух стран ратифицировали межправительственное соглашение по строительству «дальневосточного маршрута» поставки газа в Китай, понимания в отношении сроков запуска этого проекта на данном этапе нет, добавляет Блохин: «Тем не менее сам факт подписания китайской стороной контракта на покупку газа у «Газпрома» указывает на то, что этот проект будет запущен в среднесрочной перспективе».

Монгольская труба

«Сила Сибири — 2» и, в частности, проект трубопровода «Союз Восток» через Монголию предполагает соединение единой газотранспортной системы с газовой инфраструктурой на Дальнем Востоке с выходом на экспортные рынки газа, в частности Китай, рассуждает Никита Блохин: «По сути, перед «Газпромом» стоит ответственная задача: не просто провести трубу на запад Китая, нуждающийся в экспортных поставках газа гораздо меньше, чем побережье Желтого и Восточно-Китайского морей, сколько усилиями китайских инвесторов соединить экспортную инфраструктуру внутри страны».

 

При этом в политическом отношении никаких проволочек с монгольским маршрутом не наблюдается, говорит Блохин. По его мнению, правительство Монголии не менее российской стороны заинтересовано в проекте, который обеспечит ее транзитными платежами и дешевым газом. «Вопрос лежит скорее в другой плоскости, а именно в согласовании конечных условий поставок газа с китайскими партнерами, — полагает аналитик. — Китайцы — сложные переговорщики, а в условиях вынужденной переориентации объемов с экспортного рынка Европы получить комфортные условия поставок «Газпрому» будет довольно сложно, — считает Блохин. — Так, по данным китайской таможенной статистики, российский трубопроводный газ остается наиболее дешевым для китайских потребителей в сравнении со среднеазиатскими экспортными поставками».

Алексей Белогорьев из Института энергетики и финансов считает, что «Сила Сибири — 2» может быть запущена в эксплуатацию в лучшем случае к 2030 году, а на проектную мощность выйдет ближе к 2035-му: «Сроки могут двигаться, но проект очень капиталоемкий, и по опыту реализации «Силы Сибири — 1», которая долго планировалась и строилась пять лет, вырисовывается именно такая картина». 

В качестве одной из проблем «Силы Сибири — 2» Белогорьев называет низкую рентабельность проекта: «Инвестиции в него в долгосрочном периоде окупаемы, но никакого сравнения с экспортом в Европу здесь нет. И основная проблема всего нашего разворота на Восток связана именно с тем, что мы можем заместить поставки в Европу в физическом объеме, но мы не в состоянии, по крайней мере в обозримой перспективе, обеспечить сопоставимые поставки в стоимостном выражении из-за неготовности большинства азиатских потребителей, включая Китай, платить так дорого за газ, как это в отдельные периоды позволяли себе платить богатые европейские страны».

«Что касается прибыльности экспорта трубопроводного газа в Китай, официальных оценок никто не публиковал, но по всем признакам она должна быть хуже, чем у европейского экспорта, — добавляет Елена Ананькина. — Себестоимость добычи газа на Ямале копеечная, поскольку все месторождения уже разработаны, но придется окупать многомиллиардную стройку трубопровода, что возможно, только если труба будет загружена».

 

«Альтернативой [строительству «Силы Сибири — 2»] может быть активное развитие производства СПГ как более гибкого товара, у которого нет проблем с монопсонией (ситуацией на рынке, когда монопольное положение покупателя позволяет ему диктовать условия множеству продавцов. — Forbes)», — считает Белогорьев. При всех минусах СПГ-проектов, связанных с высокими капитальными затратами и расходами на транспортировку, долгосрочная отдача от экспорта СПГ с точки зрения средних цен продажи газа, скорее всего, будет выше, чем от всех трубопроводных поставок в Китай, рассуждает эксперт: «Если мы рассмотрим период в 10–15 лет, то поставки СПГ почти наверняка будут более выгодны для российских компаний и российского бюджета, чем экспорт трубопроводного газа, поэтому стратегическая ставка должна, на мой взгляд, делаться именно на СПГ».

Нужен ли Китаю российский газ?

Сегодня Китай, по мнению Алкесея Белогорьева, не особо заинтересован в ускорении реализации совместных газовых проектов, в особенности «Силы Сибири — 2». «Китайское руководство не понимает до конца, каким будет спрос на газ в стране в 2030-е годы или даже во второй половине 2020-х, — говорит эксперт. — Это связано, с одной стороны, с политикой декарбонизации, а с другой — с достаточно сильным разворотом, происходящем в последние два года в сторону потребления угля, особенно в электрогенерации, и ускорением развития возобновляемой энергетики в ущерб газу. Ценовые «качели» на спотовых рынках газа в 2021-2022 годах, по всей видимости, оказали сильное и долгосрочное воздействие на спрос на газ в Китае. Этот эффект пока плохо исследован, потому что данных мало, но то, что он не прошел бесследно для долгосрочного спроса, на мой взгляд, очевидно». «Сила Сибири — 2» пока все еще не рассматривается Китаем как обязательная часть национального газового баланса до 2040 года, резюмирует Белогорьев: «Это некая дополнительна опция, которая может понадобиться в качестве резервных мощностей на случай непрогнозируемого роста спроса».

Нужен ли Китаю российский газ в таком количестве — вопрос открытый, согласна Ананькина: «Экономический рост должен требовать больше газа для энергетики и промышленности, но разброс прогнозов очень большой, доля газа в энергобалансе низкая, интерес китайского руководства к переводу энергетики с угля на газ слабеет, тревоги по поводу энергобезопасности растут. Китай всегда стремился к диверсификации закупок газа, и даже если российский газ окажется дешевле конкурентов, санкционные и политические риски тоже имеют свою цену. Торопиться с подписанием нового долгосрочного контракта с Россией Китаю совершенно не обязательно, так как если Россия построит трубу, деваться ей будет некуда. И после визита китайского лидера в Россию, и после Петербургского международного экономического форума никаких новостей об этом долгожданном контракте мы пока не услышали». 

По мнению Белогорьева, Россия может компенсировать потери трубопроводного экспорта в Европу увеличением экспорта СПГ и трубопроводными поставками в Китай только в перспективе примерно 10 лет, то есть в начале 2030-х годов. «Основной проблемой, болевой точкой, о которой не особенно много говорят, является временной фактор, — отмечает собеседник Forbes. — Теоретически возможны поставки российского трубопроводного газа в Китай в тех объемах, которые упоминаются: по «Силе Сибири — 1», «дальневосточному маршруту» и «Силе Сибири — 2». Но это не решает текущих проблем, связанных с формированием огромного избытка добычи и транспортных мощностей в зоне Единой системы газоснабжения России — технологического комплекса, включающего в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири, отмечает Белогорьев.

 

Экспорта трубопроводного газа в Китай явно не хватит, чтобы заменить схлопнувшийся европейский газовый рынок, ни по объемам, ни по прибыли, категорична Елена Ананькина. Она напоминает, что исторически «Газпром» экспортировал в Европу (включая Турцию) 150-180 млрд куб. м, а в отдельные удачные годы — даже около 200 млрд куб.м. В 2023 году остается только половина поставок по трубопроводу через Украину и «Голубой поток» через Турцию, которые вместе вряд ли пропускают больше 60 млрд куб. м. «Новая труба в Китай («Сила Сибири — 2». — Forbes) может добавить всего 50 млрд куб. м, новый «дальневосточный маршрут» — еще 10 млрд куб. м. Это всего 60 млрд куб. м при условии полной загрузки обеих труб», — говорит Ананькина.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+