К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чудо на батарейках: как в России растут продажи электромобилей

Электромобиль Evolute i-SKY (Фото Сергея Булкина / NEWS.ru / TACC)
Электромобиль Evolute i-SKY (Фото Сергея Булкина / NEWS.ru / TACC)
Электромобили становятся все более популярным видом транспорта в России. Продажи электрокаров в мае в восемь раз превзошли аналогичный показатель мая 2022-го. А спрос на новые электрокары среди пользователей платформы «Авто.ру» с начала года вырос более чем на 57%. Это произошло несмотря на рост цен. Пока что электрокары занимают чуть более 1% в структуре российского авторынка. Смогут ли они существенно нарастить свою долю российского авторынка — разбирался Forbes

В России растет спрос на новые электрокары. К такому выводу пришли аналитики платформы «Авто.ру», проанализировавшие по просьбе Forbes динамику откликов на объявления с января по неполный июнь 2023 года. За этот период количество запросов потенциальными покупателями номера телефона продавца выросло более чем на 57%. Ежедневно на «Авто.ру» доступно более 400 000 объявлений.

Рост продаж электрокаров в России фиксирует и агентство «Автостат». Так, с января по май 2023 года в России было продано 3352 новых электрокара. Причем только в мае (последние отчетные данные) продано 880 новых электромобилей, год к году их продажи выросли в рекордные восемь раз. Аналогичная ситуация и с подержанными электрокарами. Всего с января по май 2023 года было продано 3980 электрокаров с пробегом, только за май их продажи выросли на 62% год к году, до 1006 штук. 

По данным «Авто.ру», средняя стоимость новых электромобилей с начала года выросла на 12% и сейчас составляет около 5,9 млн рублей. Электрокары с пробегом за этот же период подорожали почти на 20%. «Если по итогам 2022 года средняя цена на электрокары с пробегом была примерно 2,6 млн рублей, то в июне 2023 года мы фиксируем уже 3,1–3,2 млн рублей», — комментирует руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов.

 

Рост цен Муханов объясняет валютными колебаниями, и даже несмотря на это, электрокары в России остаются более доступными, чем в начале прошлого года: «На протяжении 2022 года средняя цена новых электромобилей в России снижалась с 9,8 млн рублей в начале года до 5 млн рублей — к концу. Такие авто становились дешевле из-за постепенного наполнения рынка недорогими китайскими электромобилями, а также появления российского бренда Evolute и развития параллельного импорта».

В топ-5 самых популярных марок электрокаров, по данным «Авто.ру», входят Voyah Free стоимостью более 8,1 млн рублей, Tesla Model Y (6,8 млн рублей), Volkswagen ID.4 (4,1 млн рублей), Volkswagen ID.6 (4,8 млн рублей) и «Москвич 3е» (3,4 млн рублей). Самые популярные у россиян электрокары с пробегом — Nissan Leaf (по цене около 844 000 рублей), Tesla 3 (3,8 млн рулей), Tesla X (7,4 млн рублей), Zeekr 001 (7,3 млн рублей) и Volkswagen ID.4 (3,9 млн рублей).

 

Впрочем, пока что электромобили занимают несущественную часть российского рынка, но она увеличивается. Так, в феврале 2023 года на долю новых электромобилей пришелся ровно 1% от общего количества реализованных новых легковых автомобилей, к маю этот показатель составлял 1,2%, свидетельствуют данные «Автостата».

Почему растет рынок

Собеседники Forbes называют главной причиной роста продаж электрокаров приток на российский рынок новых моделей и брендов. «В сегменте электрокаров продолжают появляться новые модели, которые в основном ввозятся из Китая. При этом, если посмотреть, ввозятся не только массовые, но и достаточно дорогие модели — тот же Audi e-Tron, Mercedes-Benz EQS, Porsche Taycan. Как видно, ценовой диапазон предлагаемых электромобилей уже достаточно широк. В мае, судя по реализованным «электричкам», у россиян был выбор из более чем 70 моделей», — говорил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

С экспертами согласны и дилеры. По мнению директора бренда «Авилон Электро» Сергея Мелюха, сегмент электромобилей в России вполне можно назвать быстрорастущим, а популярность электрокаров увеличивается благодаря расширению модельного ряда у брендов и появлению на рынке новых версий, а также развитию инфраструктуры — росту числа зарядных станций.

 

«Если говорить о конкретных моделях, то стоит отметить, что параллельный импорт позволяет привезти на российский рынок принципиальные новинки — такие модели автомобилей, которые ранее никогда в России не продавались, например Nissan Ariya, Polestar 2, Zeekr 001, HiPhi X, BYD Tang и Song Plus, Voyah Free Dreamer и многие другие. Из эксклюзивных новинок на российском рынке можно назвать HiPhi Z, самый футуристичный электромобиль в мире, или Lotus Eletre — самый роскошный суперкар из электромобилей», — говорит Мелюх.

Есть ли выгода?

По данным опроса автомобильного маркетплейса FRESH, 38% автовладельцев в России хотели бы поменять свое авто на электрокар. «Спрос на электромобили будет расти в первую очередь из-за инфраструктурной поддержки и с развитием сети зарядных станций. Пока же львиная доля владельцев электрокаров сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Владение электрокаром может быть выгодно, поскольку за такое авто не надо платить транспортный налог, на нем можно бесплатно ездить по некоторым магистралям, таким машинам предоставляют бесплатные парковочные места — правда, пока только в  Москве», — перечисляет генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

К тому же на эти машины распространяется господдержка — скидка в размере 25%, но не более 625 000 рублей от стоимости автомобиля.

Но электромобили в основном рассматривают как второй или третий автомобиль в семье, как дополнение к машине с бензиновым двигателем, продолжает Ольховский, поскольку к числу основных недостатков электромобилей относится быстрый разряд батареи в зимний период. С другой стороны, по его мнению, стоимость владения электромобилем все равно ниже, чем авто с бензиновым двигателем: чтобы проехать 100 км пути, владелец электромобиля потратит от 50 до 100 рублей, а бензинового — от 350 до 750 рублей.

Но так ли это выгодно? По мнению основателя маркетплейса FRESH Дениса Мигаля, сравнивая стоимость владения электрическими и бензиновым автомобилем, многие забывают о том, что изначально, чтобы пересесть на электрический автомобиль, придется заплатить больше, чем за бензиновое авто с аналогичными техническими характеристиками. «Электромобиль Nissan Micra (с пробегом) стоит от 500 000 рублей, а приобрести Nissan Micra с бензиновым двигателем можно от 365 000 рублей», — проводит он пример.

 

Тем не менее Мигаль считает, что перспектива у рынка хорошая, главное — решить вопрос достаточного количества заправок. «Электрический транспорт — это новый вызов для автобизнеса. Если его объемы вырастут глобально и на дорогах будут превалировать такие авто, то мы столкнемся с новыми проблемами — исчерпываемостью электричества и в связи с этим ростом его стоимости, вопросом утилизации батарей и вторичным выбросами», — заключает Мигаль.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+