ГТЛК выиграла суд о взыскании с норвежской судоходной компании €220 млн
ГТЛК в суде в Лондоне добилась взыскания €220 млн за круизные паромные суда. Норвежская судоходная компания Havila под предлогом санкций не заплатила ни ГТЛК, ни турецкой верфи Tersan. В сумму взыскания вошла стоимость головного судна, переданного заказчику до введения санкций против российской компании, и сумма финансирования, предоставленного дочерними структурами ГТЛК по трем серийным судам
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) выиграла суд в Лондоне о взыскании с норвежской судоходной компании Havila Kystruten €220 млн ($237,6 млн по курсу на 15 июня) в качестве компенсации за четыре круизных паромных судна, построенных на турецкой верфи Tersan. Об этом сообщил в интервью «Ведомостям» гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих.
«Это показательный случай, когда даже зарубежные суды не поддерживают такого поведения бывших партнеров», — сказал Дитрих. Он ожидает, что деньги поступят на счета зарубежных структур ГТЛК в ближайшие месяцы. По словам Дитриха, после включения ГТЛК и дочерних компаний в санкционные списки Havila заявила, что первый паром она не отдаст и платить за него не будет. Второй паром компания забрала, пообещав верфи провести окончательный платеж, добавил он.
«Верфь за свою работу денег так и не получила», — резюмировал собеседник. «Ведомости» направили запрос в Havila. Источник газеты, близкий к ГТЛК, уточнил, что в сумму взыскания (€220 млн) вошли стоимость головного судна, которое было передано заказчику до введения санкций против российской компании, и сумма финансирования, предоставленного дочерними структурами ГТЛК по трем серийным судам. ГТЛК в 2019 году заказала для норвежской компании строительство четырех паромов (Capella, Castor, Polaris, Pollux) на турецкой верфи Tersan Shipyard, расположенной рядом со Стамбулом.
Каждое судно может принимать на борт более 600 пассажиров. Суда оснащены гибридными двигателями на сжиженном газе и аккумуляторных батареях, а в перспективе могут работать на водородном топливе. В строительство двух паромов вложила €171 млн гонконгская «дочка» ГТЛК — GTLK Asia, еще два судна финансировала ирландская GTLK Europe DAC. Головное судно было передано заказчику в конце 2021 года, вся серия должна была быть построена к середине лета 2022 года. Первые два круизных парома обслуживают норвежскую водную линию Берген — Киркен.
В мае норвежские СМИ сообщили, что из-за санкций Havila не может получить третье и четвертое судно серии: ей нужны лицензии ЕС и США на финансирование проекта. Оба парома достроены и находятся в акватории турецкой верфи, а расходы на строительство и издержки на хранение судов до сих пор не оплачиваются.
ГТЛК вместе с дочерними структурами, базирующимися в Европе и Азии, попала под санкции США, Великобритании и ЕС после начала «специальной военной операции»*. С 31 мая 2023 года ирландские GTLK Europe DAC и GTLK Capital DAC находятся в процессе ликвидации по решению ирландского суда, сообщала ГТЛК. Полномочия по управлению активами перешли ликвидаторам. На две европейские компании приходилось около 30% активов группы ГТЛК, сообщал лизингодатель.
Правительство Норвегии в апреле прошлого года потребовало от судоходной компании Havila в течение шести месяцев расторгнуть договоры лизинга с дочерними структурами ГТЛК и переоформить активы на новых владельцев, не связанных с российским лизингодателем. Страховка судов была оформлена через GTLK Asia, эксплуатанта обязали заключить новые договоры.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.