К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как самоучка из Екатеринбурга создал производство вездеходов для покорения Антарктиды

На курганском предприятии сейчас выпускают четыре вездехода «Бурлак» в месяц. В планах — более 300 машин в год. (Фото Федора Телкова для Forbes)
На курганском предприятии сейчас выпускают четыре вездехода «Бурлак» в месяц. В планах — более 300 машин в год. (Фото Федора Телкова для Forbes)
Первую машину для длительных путешествий в условиях бездорожья и экстремальных температур Алексей Макаров построил в 2010 году для собственных путешествий, но знакомство с основателем агрегатора такси «Максим» Максимом Белоноговым запустило вездеход в серию. В 2021 году они открыли в Кургане предприятие по выпуску сверхпроходимых экспедиционных автомобилей «Бурлак», которые сейчас ставят рекорды в Антарктиде и на Крайнем Севере. Почему Алексей Макаров решил выйти из успешного проекта и теперь создает собственное производство вездеходов — в материале Forbes

Изобретать вездеход — примерно как велосипед. Отечественных вездеходов, давно выпускающихся, в том числе серийно, немало. Вопрос лишь в нюансах их применения. Например, гусеничные модели (за редким исключением) также являются амфибиями. Но они убивают растительный покров почвы — использование подобной техники в тундре в летнее время сильно ограничено сегодняшним законодательством. Или довольно популярные небольшие вездеходы «Шерп» и модели в этом же классе созданы для охоты и рыбалки — путешествовать на них за сотни, а то и тысячи километров не получится.

Экспедиционный вездеход, помимо непосредственно проходимости, должен обладать целым набором качеств, от которых зависит комфорт, а иногда и выживание экипажа. Запас хода (автономность) по топливу в условиях Крайнего Севера здесь измеряется даже не сотнями, а тысячами километров, неделями проживания внутри. Необходима и ремонтопригодность в полевых условиях собственными силами — вызвать техпомощь в тундру почти невозможно. Важна и так называемая живучесть — когда разного рода поломки все равно оставляют возможность поддерживать обеспечение жизни экипажа, а в идеале и движение. С таким набором качеств и создал машину Алексей Макаров.

В «Бурлаке» экспедиционной модификации предусмотрено все для комфортного пребывания людей во время длительных переездов. По желанию заказчика машину могут оснастить душем и туалетом. (Федора Телкова для Forbes)

Принцип лодки

Алексей Макаров с 2001 года увлекается автогонками по бездорожью. Участвовал с братом в различных соревнованиях,  путешествовал по сложным маршрутам по России и ближнему зарубежью. «У таких путешествий на джипах есть два существенных недостатка. Во-первых, география ограничена проходимостью техники, плюс автономность — на тысячи километров в безлюдные места не уедешь. Во-вторых, сезонность — всего четыре месяца в году, а дальше опять упираемся в снег, половодье и так далее», — рассказывает Макаров.

 

В 2010 году он сделал для себя шестиколесный «Макар» на базе ToyotaLandCruiser 78. В очередной экспедиции на этой машине Макаров познакомился с топ-менеджером московского банка Алексеем Шатовым. И на его деньги был собран уже принципиально иной вездеход, который был назван по имени спонсора — «ШатЛ» (Шатов Леха). Именно спонсора — как бизнес производство вездеходов Шатова не заинтересовало. По словам Макарова, в случае с болотоходами одним из главных факторов проходимости является размер колес. Каждое из колес «ШатЛа» имело водоизмещение около 1,3 т, что позволяло довольно тяжелой машине неплохо чувствовать себя как в болоте, так и в глубоком снегу. Несмотря на вес около 6,5 т, машина еще могла плавать. Тем не менее одного большого колеса для вездеходных возможностей недостаточно.  

«Ничего революционного я не изобрел — все придумано задолго до нас. Мы просто используем уже накопленные знания как некую базу  для дальнейшего развития конструкторской мысли. Было интересно проверить возможности большого колеса на относительно тяжелом вездеходе — что из этого получится. Это был наш с Алексеем Шатовым эксперимент. Вопрос лишь в наиболее удачной компоновке некоторых решений в конкретном в проекте, — объясняет Алексей Макаров. — У нас принцип лодки — водоизмещающий корпус на независимой подвеске. Практически все системы и основная масса агрегатов находятся в самой лодке, где можно организовать комфортную для их работы температуру; кроме этого, доступ к ним осуществляется прямо из салона вездехода».

 
Дорожный просвет у «Бурлака» составляет 700-750 мм. (Федора Телкова для Forbes)

Инвестор из такси

Алексей Макаров создавал и улучшал «ШатЛ» в цехе на участке своего дома в Екатеринбурге. В 2015 году к нему заехал Максим Белоногов, основатель агрегатора такси «Максим», подбирающий себе машину для дальних северных экспедиций. После знакомства с конструкцией Макарова предприниматель оплатил создание ее улучшенной версии. Так появился «Бурлак».

Вместе с Макаровым они попутешествовали на «Бурлаке» по Северному и Приполярному Уралу, совершили экспедиции по Ямалу и вдоль побережья Северного Ледовитого океана на Чукотку. По итогам путешествий было решено создать в Кургане серийное производство вездеходов «Бурлак». Сейчас на нем занято 200 человек. Пока предприятие выпускает четыре машины в месяц, однако после завершения строительства новых цехов объемы вырастут до более 300 в год. Корпус «Бурлака» сваривают сами, устанавливают китайский двигатель, который используется при производстве «Газели Некст». Все прочие автокомпоненты компания получает от разных поставщиков. Впрочем, рядом с цехом сборки строятся мощности для производства части автокомпонентов.

Сейчас колесные вездеходы «Бурлак» выпускаются в нескольких версиях, начиная от дома на колесах и заканчивая передвижными лабораториями, пожарными и медицинскими машинами, грузовиками с автокранами и т.д. Шесть таких вездеходов работают в Антарктиде на строительстве новой станции «Восток». В январе 2023 года вездеходы «Бурлак» прошли 1350 км от станции «Прогресс» до станции «Восток» за двое с половиной суток — это стало лучшим результатом для колесной техники. В советские времена такой переход занимал около месяца.

 

В феврале-марте 2023 года за две недели машины прошли почти 3000 км по Якутии, минимальная температура воздуха, зафиксированная во время экспедиции, составила -52°C.

Выручка ООО «Вездеходы «Бурлак» в 2022 году составила 223,4 млн рублей — на 54 млн рублей больше, чем годом ранее. А вот прибыль с 19,7 млн рублей в 2021 году снизилась до 317 000 рублей. 

И на Север, и на Юг

С начала 2023 года Алексей Макаров к «Бурлаку» уже формально никакого отношения не имеет. «Мне некомфортно работать в бюрократической системе, являющейся неотъемлемой частью больших производств. Когда каждый шаг приходится согласовывать, доказывать его необходимость — основные силы уходят на борьбу с системой, а не на саму работу. Усилий много, результат минимален, — объясняет он свой выход из проекта. — В итоге они получили все права на «Бурлак», я получил то, что хотел — свободу действий и финансовые возможности, пусть и весьма скромные. С Максимом Белоноговым мы остались во вполне нормальных отношениях. Закончен определенный этап, но жизнь  продолжается». 

Формально к ООО «Вездеходы «Бурлак» не имеет отношения и Максим Белоногов, в компании говорить об участниках проекта отказались. Получить комментарии от Белоногова Forbes не удалось. 
Алексей Макаров теперь налаживает выпуск нового вездехода, который снова называется «Макар» — по сути, это сильно переработанный «Бурлак». На «приусадебном» заводе в Екатеринбурге у него  сейчас трудится около 40 человек. Пока еще штучное производство «Макара» (по одной-две машины в месяц) уже имеет все соответствующие сертификаты: на вездеходы выдается паспорт самоходной машины (ПСМ). Цена примерно как у «Бурлака» — около 15 млн рублей. Продаются вездеходы как напрямую, так и через дилеров. По словам Макарова, основные покупатели — коммерческие структуры, обеспечивающие логистику перевозок на Крайнем Севере, а также частные лица, приобретающие машины для рыбалки, охоты и автомобильных путешествий.

«Российский рынок колесной вездеходной техники на шинах сверхнизкого давления практически закрыт для иностранных брендов, так как отечественные производители предлагают технику с существенным ценовым преимуществом. Главным стимулом для нового витка развития российского рынка колесной вездеходной техники стала попытка полного запрета использования гусениц в тундре», — рассказывает Азамат Мзоков, генеральный директор компании Lomonosov Analysis, проводившей исследование рынка вездеходной техники. Наибольшее число колесных вездеходов, по данным компании, в 2021 году в России выпустили под марками «Трэкол», «Шерп» и «Шаман».

 

«Бурлак» можно отнести к новому классу снегоболотоходов на шинах низкого давления повышенной грузоподъемности (до 3 т). Такой вездеход способен заниматься перевозкой пассажиров и грузов, его можно использовать как базу для разработки специализированных модулей и установки промышленного оборудования.

«Нашими заказчикам преимущественно являются компании нефтегазовой отрасли, их крупные подрядчики, а также государственные структуры», — рассказал Forbes коммерческий директор компании «Вездеходы «Бурлак» Роман Панкратьев.

Новый «Макар» от Алексея Макарова продается за 15 млн рублей. (Фото DR)

По словам генерального директора ООО «Авторос» (производитель вездеходов «Шаман») Владимира Волхонского, почти все российские игроки рынка изначально ориентировались на спасателей и компании ТЭКа. «Мы тоже, когда стартовали в 2013 году, пытались идти по этому пути, но потом переключились с корпоративного рынка на рынок частных потребителей — людей, покупающих вездеход для путешествий и активного отдыха», — говорит Волхонский.

«Шаман», в отличие от «Бурлака», допущен для езды по дорогам общего пользования и в России, и за рубежом. Для этого он  специально сделан в допустимых для дорожной полосы габаритах. Это несколько снижает способности по проходимости по сравнению с «Бурлаком». Идея «Шамана» — предоставить владельцу автомобиля премиум-класса в вездеходе такое же удовольствие от вождения. Равно как и приближенный уровень дизайна, отделки салона и т.д. А тот же «Бурлак» на сегодняшний день — машина рабочая, без эстетических изысков внутри. «Шаман» в зависимости от комплектации стоит 16-24 млн рублей. В год продается около 10 машин, в прошлом году за них выручили 250 млн рублей. Общая выручка предприятия в 2022 году составила 585 млн рублей, прибыль  — 6,2 млн рублей. Половина покупателей «Шамана» — иностранцы из Азии. То есть если в «Бурлаке» работают над сохранением тепла на Севере, то в «Шамане», наоборот — над отводом тепла и кондиционированием. Теоретически и на «Шамане» можно поставить кузов с душем и туалетом (у  «Бурлака» эта комплектация есть), но пока, по словам Волхонского, такого запроса не поступало.

 

В отличии от большинства конкурентов, «Трэкол» выпускает вездеходы еще с советских времен. И 10 лет назад продавал порядка 300 экземпляров в год. Сейчас меньше — около 235. Считается, что часть объема «отъели» новые марки. Что вполне логично: модели «Трэкол» хоть и значительно дешевле (6-10 млн рублей), однако проигрывают конкурентам по вместительности и грузоподъемности.

По данным Lomonosov Analysis, в 2021 году объем продаж гусеничных вездеходов в России составил 10,5 млрд рублей (1396 штук), колесных — 5,5 млрд рублей (2135 штук), колесно-гусеничных — 862 млн рублей (355 штук). Из них грузопассажирские составили 71%, компактные — 13,6%, специализированные — 15,4%. Объем рынка снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления с 2018 по 2021 году вырос на 50%, c 2,17 млрд рублей до 3,8 млрд рублей.

«Возможности для развития рынка есть, — замечает Роман Панкратьев. — По нашей оценке, общая потребность в колесных вездеходах только в северных регионах России может достигать 2000 единиц в год. Большая часть этой потребности будет приходиться на технику грузоподъемностью в 1500–3000 кг и выше, при этом производится всего 35-40% от необходимого количества». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+