Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам мая 2023 года выросли сразу на 112,1%, до 51 466 машин, что на 27 198 автомобилей больше, чем в мае 2022-го. Это следует из данных комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с которыми ознакомился Forbes. В ежемесячной статистике АЕБ не учитываются продажи автомобилей марок BMW, Mercedes-Benz и Chery — ассоциация раскрывает их только в квартальных отчетах.
Традиционный лидер рынка «Автоваз» продемонстрировал почти трехкратный рост продаж. По итогам мая компания реализовала 23 904 коммерческих и пассажирских автомобилей бренда Lada, что на 297,6% выше, чем в мае 2022 года. Всего же за первые пять месяцев 2023-го в России дилеры автоконцерна продали 115 779 автомобилей Lada, что на 72,2% больше аналогичного периода прошлого года. Долю Lada на российском авторынке АЕБ оценивает в 46,4%.
Главным драйвером продаж бренда в отчетном периоде стала Lada Granta: продано 17 041 автомобилей (рост на 639% к маю 2022 года). Положительную динамику показало и семейство Lada Niva. В мае 2023 года было продано 2945 внедорожников Niva Legend (рост на 200,2%), а продажи Niva Travel составили 3431 единицу (рост на 298%).
Значительный рост продаж обусловлен эффектом низкой базы, который отмечался годом ранее, в связи с пиком кризиса на российском автомобильном рынке, отмечает «Автоваз». В прошлом мае продажи новых автомобилей, по данным АЕБ, достигли своего дна, рухнув на 83,5% в годовом выражении, — тогда было продано всего 24 268 автомобилей.
Китайские бренды продолжают укреплять позиции на российском рынке. Лидер среди иномарок — китайский Haval, по данным АЕБ, занимает 14,7% рынка. В мае было продано 7576 автомобиля этой марки — на 749% больше, чем год назад. На третьем месте с долей рынка в 13,8% его соотечественник Geely — рост продаж год к году составил 682%. Компании удалось продать 7 096 автомобиля.
В целом же доля продаж китайских автомобилей в России уже приблизилась к 50%, посчитали в «Открытие Авто». Так, всего в апреле россияне потратили на покупку новых автомобилей более 200 млрд рублей, а на китайские бренды — 98,8%.
В ближайшие месяцы ожидать снижения продаж не стоит, считают дилеры, опрошенные «Коммерсантом», и ожидают, что уровень продаж может зафиксироваться на отметке 80 000 машин в месяц.