Железнодорожные перевозки по транспортному коридору «Север—Юг» выросли почти на 42%
Железнодорожные перевозки по международному транспортному коридору «Север—Юг» за пять месяцев 2023 года выросли на 41,8%, до 4 млн тонн. Основная доля пришлась на западный маршрут, соединяющий Россию с Ираном через Азербайджан. Аналитики ожидают продолжения роста спроса на иранском направлении
В январе—мае железнодорожные перевозки по международному транспортному коридору (МТК) «Север—Юг» выросли до 4 млн т, на 41,8%. 3,6 млн т грузов (рост на 37,9%) пришлись на западный маршрут МТК: Россия — Азербайджан — Иран. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы РЖД.
По восточному и транскаспийскому маршрутам динамика выше, но объем грузоперевозок меньше: по первому через Туркмению и Казахстан перевезено 353 500 т (рост на 80,3%), по второму — 117 700 т (рост на 80,5%). Западному маршруту для сплошного железнодорожного сообщения не хватает 162 км магистрали в Иране, на участке Решт—Астара в Иране. Соглашение о финансировании строительства Россия и Иран подписали 17 мая.
Москва обязалась предоставить госкредит на €1,3 млрд из необходимых €1,6 млрд. Участок сначала построят на европейской колее, принятой в Иране, — 1435 мм, а позже продублируют на российской —1520 мм. Проект планируется закончить к 2027 году. Поставки по западному маршруту МТК в этом случае увеличатся до 15 млн тонн. Разрыв в железнодорожной инфраструктуре сейчас закрывается автотранспортом.
На другом направлении МТК — транскаспийском маршруте — развитие перевозок сдерживают дефицит предложения рейсов и нехватка инфраструктуры. Российские транспортные компании готовы ставить суда на каспийские рейсы. В 2024 году ожидается ввод контейнерного терминала в порту Оля. В мае иранское агентство ISNA сообщало, что Россия и Иран подписали соглашение о строительстве и закупке 20 судов для транспортной компании General Cargo.
На восточном маршруте рост перевозок связан со льготами железных дорог России и транзитных стран. Правление РЖД в конце прошлого года ввело на год скидку в 20% на контейнерные перевозки восточным маршрутом через Казахстан и Туркмению. Железные дороги Казахстана дали скидку 40% на перевозки в направлении Туркмении основной номенклатуры грузов (за исключением зерна, продуктов перемола и нефтепродуктов), а «Туркменские железные дороги» — скидку в 40–50% при перевозке на пограничные переходы с Ираном.
Единые пониженные ставки за использование инфраструктуры в $0,15–0,18 за TEU-км и $0,24 за FEU-км для стимулирования перевозки контейнеров ввели на 2023 год железные дороги Казахстана, Туркмении и Ирана. По оценке вице-премьера Алексея Оверчука, грузопоток на восточном маршруте в 2023 году превысит 1 млн т, в 2025 году может достичь 5–7 млн т.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров ожидает, что рост грузопотока по МТК «Север—Юг» продолжится и будет наблюдаться до завершения достройки участка Решт—Астара. По словам эксперта, экспортные ограничения в отношении России будут усиливаться, а список доступных логистических сервисов — расширяться.