Все по избам: зачем промышленник из Екатеринбурга потратил 350 млн рублей на поселок
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
В Мариинске (так сейчас называется заводской поселок) предприниматель реставрирует и открывает для проживания туристов избы XIX века, в одной из усадеб открыл музей сельского быта, деревенский магазин преобразовал в трактир, где гостей угощают блюдами «кухни Акинфия Демидова», а в бывшем коровнике сделал арт-резиденцию.
От Мариинска до ближайшего города Ревды чуть более 20 км: сначала по отличной трассе, потом по разбитой дороге, которую к сентябрю 2023 года обещают отремонтировать. Еще в 2010 году Игорь Черноголов построил в селе три дома для своей семьи, через три года — деревянную церковь Георгия Победоносца в традициях древнерусского зодчества. Но бывал он в селе, как сам признается, очень редко. Весной 2020-го, когда из-за пандемии все командировки и деловые встречи отменились, бизнесмен переехал из Екатеринбурга в Мариинск вместе с женой и дочками и провел там четыре месяца. «Устроил себе офис в бане и осознал, что так счастливо и комфортно никогда не жил», — рассказывает Forbes Черноголов.
Село стоит на границе Европы и Азии, в начале XIX века здесь начал работать железоделательный завод промышленников Демидовых, с тех времен сохранились 200-летние избы и деревянная плотина на Мариинском пруду. Рядом река Ревда и заповедные леса из сказов Бажова. «А ведь раньше у меня были планы переехать в Англию или США, а дома в селе продать», — признается предприниматель.
В поисках «Скрепы»
Игорь Черноголов родился в селе Щелкун Свердловской области, а предки его из Верхотурья, считающегося духовной столицей Урала. «Мой прадед был владельцем завода, из его кирпича возводили верхотурские храмы, а дед и бабушка, убежденные коммунисты, наоборот, разбирали церкви, чтобы строить школы, — говорит он. — Я же снова строю и восстанавливаю храмы».
Еще студентом Уральского политеха в 1991 году Черноголов вместе с партнерами основал компанию, которая занялась герметизацией межпанельных швов, а позже дистрибуцией строительной смеси Penetron для гидроизоляции бетона. «Это импортный материал, несколько мешков которого чудом попали в Россию, мы их нашли в Питере, — вспоминает бизнесмен. — Для рынка это был прорыв, новая технология, маржинальность в первые годы просто зашкаливала».
В 2005 году Черноголов, который стал единственным владельцем бизнеса, открыл в Екатеринбурге завод по производству гидроизоляции Penetron. А два года спустя его холдинг «Пенетрон-Россия» получил эксклюзивные права на поставку смесей в постсоветские государства. Позже компания начала выпускать собственные материалы для защиты и восстановления бетона под марками «Скрепа» и «Гидрохит».
До 2022 года компания поставляла смеси Penetron в 18 стран, в том числе в Англию, Германию и Чехию. Черноголов даже запустил небольшое производство в Германии. «Немцам важно, чтобы было написано Made in Germany», — объясняет он. В прошлом году зарубежные проекты пришлось свернуть, как и поставки в Европу.
Мариинск строился в XIX веке, по сути, как социальный поселок. Промышленники Демидовы открыли здесь завод, производивший листовое и кровельное железо из чугуна, и одновременно начали ставить избы для своих работников, жилье им давали бесплатно, рассказывают местные краеведы.
«Демидовский» проект Черноголова начался с покупки в Мариинске двухэтажного дома Антуфьевых. «Скорее всего, раньше он принадлежал внебрачным детям Демидовых и идеально подходил для музея», — поясняет бизнесмен.
К тому времени у него скопилась большая коллекция старинных вещей: сундуков, швейных машинок, самоваров, утюгов и прочих предметов деревенского быта. Были и местные раритеты, например орудия труда рабочих-углежогов с завода Демидовых. Все это стало основой для музея.
Поначалу Черноголов планировал устроить в Мариинске глэмпинг из домиков-палаток. Однако старую избу можно было купить примерно по той же цене, что и домик, за 1–1,5 млн рублей, и эта идея ему больше нравилась: если дом отреставрировать, получится музейный объект, в который можно селить туристов.
Однако позже выяснилось, что бережная реставрация дома обходится в 3,5–7 млн рублей. Кроме самих изб, пришлось реставрировать и мебель XIX века, и хозяйственные постройки, и бани с «малухами» — так уральцы называли небольшие строения во дворе, куда переселяли престарелых родителей.
Всего Черноголов приобрел в селе около 30 объектов, в том числе полуразрушенные строения и земельные участки. После реставрации в Мариинске появилось четыре дома-музея: избы горного мастера, приказчика, торговца и учителя. Первых посетителей комплекс принял в канун нового, 2021 года. Тогда приехали 20 человек, а потом полгода избы стояли пустые, предприниматель в это время строил и открывал новые места притяжения туристов.
В Мариинске было три магазина, один из них, на въезде в село, Черноголов купил и переделал в трактир уральской кухни. Усадьба, в которой, как сказано на сайте комплекса, «когда-то жил самый богатый в Мариинске человек», стала гостиницей. На территории комплекса появились сувенирная лавка, ферма с животными, несколько коттеджей. «Финский дом, который строили финны для моей тещи, тоже стали сдавать туристам — теща все равно живет в Новокузнецке», — объясняет Черноголов. В бывшем коровнике устроили арт-резиденцию с выставкой современного искусства.
Пока предпринимателю приходится дотировать проект: на операционные расходы уходит около 2 млн рублей в месяц. С недавних пор «Избы» приносят половину этой суммы, и выручка растет по мере расширения номерного фонда.
Не дикий маршрут
Потолки в избах Черноголова покрашены голубой краской, пол — коричневой: такие интерьеры были у крестьян 200 лет назад. На полу традиционные разноцветные дорожки ручной работы, а стены украшают черно-белые фотографии из прошлого и полки с предметами деревенского быта. Для туристов топят бани по-черному, по-серому и по-белому, устраивают праздники и выступления фольклорных коллективов. До недавнего времени номерной фонд был рассчитан на 60 мест, к лету планируется увеличить его до 150. За 500 рублей можно переночевать в бюджетном хостеле, цена проживания в избах-музеях — 8800–18 000 рублей, в ближайшие месяцы чек может еще подрасти, говорит Игорь Черноголов.
По словам Сергея Ромашкина, вице-президента Ассоциации туроператоров России, в последние годы так называемый усадебный туризм активно развивается в селах, на хуторах и в станицах, где воссоздан традиционный крестьянский быт. И в 2023 году в этой сфере, по его словам, огромное оживление: из-за пандемии многие инвесторы ставили стройки на паузу, а теперь работы возобновили. Но таких аутентичных проектов, как «Мариинские избы», в стране немного: развивать их могут только крупные бизнесмены, замечает Ромашкин.
До 2020 года никакого турпотока в Мариинск не существовало вообще, рассказывает Сергей Бочкарев, который до конца прошлого года работал главой администрации населенных пунктов Мариинск, Ледянка, Краснояр, Гусевка и Емелино Свердловской области. «Тогда был дикий туризм: люди приезжали и порой терялись в лесу, потом приходилось их искать», — вспоминает он.
Основатель ГК «Пенетрон» не только занялся восстановлением изб, но и организовал новые туристические маршруты, создал инфраструктуру, и теперь людей возят в село автобусами, говорит Бочкарев. Для гостей Мариинска устраивают поездки в горы на джипах, конные прогулки, экскурсии по окрестностям, например на скалу Старик-Камень или святой источник Платониды.
Местный малый бизнес в последние два года тоже активизировался, отмечает Бочкарев. Открылось несколько магазинов в Мариинске и селах по соседству, в которые путешественники начали заезжать из любопытства. По дороге от города Ревды к Мариинску появились новые глэмпинги, строятся гостевые дома, наиболее предприимчивые жители Мариинска стали сдавать свои дома туристам. «Я сначала нервничал по поводу конкуренции, потом перестал — ведь к этому я и стремился, чтобы место возрождалось», — говорит Черноголов.
Он привлек к сотрудничеству 15 краеведов, которые помогают разрабатывать экскурсионные программы. Гидами работают в том числе и учителя сельской школы. Всего в туркомплексе 56 сотрудников, в основном это жители Мариинска и окрестных деревень. Как-то к Черноголову пришел человек, который заявил, что хотел бы поработать кузнецом. После этого в селе открыли кузницу, а сейчас в нем работает целый «Город мастеров» с разными ремесленными мастерскими.
Релокация деревянного зодчества
В 2022 году турпоток в Свердловскую область, по данным областного правительства, вырос на 25% и достиг 3 млн человек. Самый высокий спрос — на загородный отдых.
В Мариинске сейчас около 600 жителей, и желающих поселиться здесь тоже становится все больше, уверяет Черноголов. Три топ-менеджера «Пенетрона» вслед за владельцем компании обзавелись в Мариинске недвижимостью. «Несколько человек переехали жить в село из Екатеринбурга и Челябинска, купить избу уже непросто, никто не хочет продавать», — сетует предприниматель.
Рядом с деревней он начал строить коттеджный поселок «Марьины дачи», глэмпинг в Мариинске тоже появился: на полуострове у слияния рек Далеки и Ревды теперь работает турбаза с необычным номерным фондом — землянкой, чумом, шалашом и домами-банями.
«Мы начали строить рыбный ресторан: здесь водится хариус, будем разводить осетров, коптить рыбу», — делится планами Черноголов.
Он мечтает создать в Мариинске музей деревянного зодчества и обсуждает с властями Екатеринбурга эту идею. В городе еще остались старые деревянные дома, раньше их сносили, но Черноголов считает, что лучше их перенести в Мариинск, о первом таком переносе он уже договорился с девелоперской компанией «Брусника». Здание екатеринбургской больницы 1904 года постройки, которое хотели сломать, этой осенью планируют перевезти в Мариинск. «Возможно, мы станем зачинщиками в хорошем деле, которое подхватят другие», — надеется Черноголов.
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем новом ежегодном проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.
В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.