Совокупный оборот сотни крупнейших ретейлеров за 2022 год (с учетом продаж по модели маркетплейса), по данным рейтинга агентства INFOLine, вырос на 15,1%, до 19 трлн рублей. С результатами исследования INFOLine Retail Russia TOP-100 ознакомился Forbes.
«Это далеко не рекорд. За последние 20 лет общий розничный товарооборот в России увеличился более чем в 10 раз — с 3 трлн рублей в начале нулевых до почти 43 трлн рублей по итогам 2022 года, — напоминает глава агентства Иван Федяков. — В начале нулевых был экономический рост и шло бурное развитие розницы. На рынке ежегодно появлялись новые компании, отрасль росла экстенсивно. Потребителя переманивали с оптовых вещевых и продовольственных рынков в современные магазины, что позволяло расти торговым компаниям и в первую очередь торговым сетям».
В последние 10 лет, по мнению Федякова, ситуация изменилась в основном из-за падения реальных доходов населения, а также в связи с макроэкономическими трансформациями, которые произошли в мире и России. «Максимальный рост лидеров потребительского рынка наблюдался в 2012 году, тогда он составил 23,6%, однако тогда речь шла о росте в основном за счет инфляции. Доходы населения в 2022 году отстают почти на 8% от показателей 2012 года», — отмечает эксперт.
На долю топ-100 в структуре розничного рынка (без учета авто и топлива) в прошлом году пришлось более половины рынка (52,6%), а доля топ-10 вместе с маркетплейсами составляет 34,7% (без учета последних — 28,6%).
Порог отсечения для попадания в рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 по итогам 2022 года составил 21,5 млрд рублей.
В пятерке лидеров первые строчки не изменились. На первом месте стоит X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), далее идет «Магнит» («Магнит», «Гипермаркет «Магнит», «Магнит «Семейный», «Магнит косметик», «Моя цена» и приобретенная в 2021 году сеть «Дикси»), Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль», «Виктория»), а также сеть по продаже бытовой техники и электроники DNS и «Лента».
DNS преуспела в онлайн-продажах, их рост составил 10%, а оборот достиг 205,3 млрд рублей, отмечается в исследовании INFOLine. Показатели онлайн-продаж конкурентов снизились: у группы «М.Видео-Эльдорадо» — на 20%, у сети «Ситилинк» — на 10%. Это сразу отразилось на их местах в рейтинге: первая скатилась с пятого на седьмое место, вторая — с 16-го на 19-е. «М.Видео-Эльдорадо» не сумела эффективно перенастроить ассортимент и в итоге потеряла трафик, долю рынка у нее постепенно отъедают DNS, домашний регион которой Дальний Восток, а штаб-квартира — во Владивостоке, и «Ситилинк», а также маркетплейсы», — отмечают в INFOLine.
Пятерку замыкает «Лента». «Нельзя сказать, что позиции компании укрепляются. Ранее их стратегия была основана на развитии гипермаркетов, но в пандемию крупноформатные объекты теряли продажи. Новые форматы «супермаркет» и «мини» не очень хорошо удались. Сеть дает слабые результаты по продажам, проигрывает конкуренцию другим федеральным сетям», — поясняет Иван Федяков.
В связи с уходом из России из топ-100 выбыли IKEA (14-е место по итогам 2021 года), группа компаний Inditex (23-е место), H&M (36-е место), Adidas (56-е место), Decathlon (79-е место) и Uniqlo (81-е место). Их общая выручка в 2021 году оценивалась INFOLine в 541,7 млрд рублей, доля в категории non-food — 3,8%, общее количество торговых объектов — 1199.
За счет чего же рынок вырос, если ушли такие гиганты? Среди основных тенденций 2022 года Федяков назвал консолидацию рынка. «С нулевых до 2012-2013 годов мы наблюдали стабильный параллельный рост как тех сетей, которые входят в топ-100, так и более мелких. Но с 2014 года произошел перелом: те, кто не входят в топ-100, расти перестали. Их объем продаж в 2014 году составлял 16 трлн рублей, в 2022-м — чуть более 17 трлн рублей, то есть почти не изменился. Первая же сотня росла постоянно и с оборота в 4-5 трлн рублей в 2013-2014 годах увеличилась в разы — до 19 трлн рублей в 2022 году. Так что консолидация рынка продолжится и дальше», — говорит эксперт.
Контрафакт помог маркетплейсам
Второй важной тенденцией прошлого года INFOLine называет значительный рост онлайн-продаж, что в первую очередь доказывают продажи маркетплейсов. «Онлайн-торговля в прошлом году выросла почти на 40%. Это существенно больше, чем общий рост оборота торговли, даже если считать его в деньгах. Конечно, во многом это связано с эволюционным развитием — онлайн-торговля прирастает во всем мире, но Россия по этому показателю еще существенно отстает даже от [средних] общемировых цифр. У нас на электронную коммерцию по итогам 2022 года приходится около 13%, в мире — уже больше 20%», — рассуждает Федяков.
Маркетплейсы представлены в рейтинге в двух категориях: продажи собственных товаров (они идут с указанием места в рейтинге) и оборот маркетплейса как витрины (без места). Например, маркетплейс Wildberries без указания места по итогам 2022 года занял одну из верхних строк рейтинга с оборотом 1,28 трлн рублей без НДС (рост на 93,6%). Он же занимает 20-е место с выручкой от собственных продаж в 104,3 млрд рублей. Оборот Ozon — 733 млрд рублей (без места) с ростом на 86,4% год к году, по собственным продажам маркетплейс занимает 17-е место — 135,3 млрд рублей (+12%).
По мнению Ивана Федякова, в прошлом году на фоне ограничений поставок продукции в Россию маркетплейсы стали очень серьезно выигрывать благодаря реализации контрафактной продукции, которая потекла в страну, и реализации подделок. «Крупная торговая сеть обычно ведет себя максимально ответственно, в случае продажи контрафактной или поддельной продукции она рискует получить затратные судебные разбирательства, ей придется возмещать ущерб потребителям. Маркетплейсы зачастую полностью перекладывают ответственность за товары на селлеров, и в этом случае потребитель сталкивается с компанией, которая не имеет ни репутации, ни имени, не всегда готова нести гарантийные и сервисные обязательства. Эта нехитрая схема в прошлом году позволила маркетплейсам ускорить темпы роста — мы видим, что по целому ряду показателей маркетплейсы вошли в число лидеров», — поясняет Федяков.
Он отмечает, что через маркетплейсы стало продаваться больше компьютеров, бытовой техники и электроники. Даже по весьма консервативным категориям, таким как строительные материалы и товары для дома, маркетплейсы вырвались в лидеры. «Конечно, это все замечательно, но этот рост в некоторой степени опирается на элементы недобросовестной конкуренции», — предупреждает эксперт.
Прогноз без оптимизма
«Пока результаты рынка не особо радуют. I квартал 2023 года был откровенно слабым, продажи ретейлеров снизились на 7%, II квартал стал позитивней — многие категории вышли на докризисный уровень или остановились около него, но что будет дальше, непонятно, — резюмирует Федяков. — Пока мы закладываем плохой прогноз с падением рынка на 4-7% (в натуральном выражении). Реальные доходы населения будут продолжать снижаться. Будущие форматы розницы — это дискаунтеры и/или магазины для бедных, такой стратегии сегодня придерживаются уже многие участники розничного рынка».