Минюст предложил считать экстремистскими карты России, оспаривающие ее территориальную целостность, только если они были созданы умышленно. Юристы считают доказательство умысла слабым местом российской правоохранительной системы
Минюст предложил признавать экстремистскими материалами только географические карты, изначально созданные с умыслом исказить государственные границы России, сообщил РБК со ссылкой на подготовленную ведомством поправку к законопроекту, который должен быть рассмотрен Госдумой во втором чтении. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила эти поправки, уточнил источник издания в аппарате правительства.
Законопроект, принятый в первом чтении 20 декабря 2022 года, предлагает считать «экстремистскими материалами <...> картографические и иные изображения и продукцию, оспаривающие территориальную целостность Российской Федерации». За распространение таких карт предлагается установить штрафы до 1 млн рублей.
В правительстве предложили изменить формулировку и считать экстремистскими картографические материалы и другие материалы, в которых сведения о госгранице России были заведомо искажены в целях оспаривания территориальной целостности страны. Старая формулировка «может препятствовать формированию единой правоприменительной практики», отмечается в отзыве правительства.
По мнению одного из соавторов изначального законопроекта, замглавы комитета по безопасности Эрнеста Валеева, поправка определяет, что если карту издали до 2014 года, когда Крым был в составе Украины, то это не правонарушение. Если же карту издали после 2014 года, но Крым на ней обозначен украинской территорией, то тогда надо доказывать умысел и рассматривать вопрос об ответственности, сказал он.
Председатель московской коллегии адвокатов «Последний дозор» Александр Молохов назвал доказательство умысла слабым местом российской правоохранительной системы. «К сожалению, наши правоохранительные органы не утруждают себя доказыванием умысла, они пишут, что это все явствует из обстановки, что умысел подтверждается совокупностью доказательств», — отметил он.