FT узнала об «исчезновении» при транзите через Россию товаров из ЕС на $1 млрд
Экспортные товары Евросоюза на сумму более $1 млрд, на которые распространяются санкции, при транспортировке через Россию не достигли конечного пункта назначения в таких странах, как Киргизия, Армения, Казахстан. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на анализ данных о транзите товаров из ЕС через Россию. Сумма в $1 млрд относится только к выборке запрещенных для ввоза в Россию товаров двойного назначения и в реальности может быть больше, отмечает газета.
Товары двойного назначения, по оценке ЕС, могут быть использованы в военных или разведывательных службах и подлежат строгому экспортному контролю. Они могли попасть в Россию из ЕС только транзитом. По данным газеты, непропорционально большая доля «призрачного экспорта» покинула ЕС из стран Балтии, граничащих с Россией и Белоруссией. Товары были отправлены в Казахстан, Киргизию и Армению, бывшие советские республики и нынешние экономические партнеры России, после начала «специальной военной операции»*.
Несоответствие в отчетах показывает, что посредники, агенты или поставщики в рамках «призрачной торговли» указывали ложные пункты назначения в таможенных декларациях ЕС, чем помогли Москве сохранить доступ к таким товарам, как авиационные компоненты, оптическое оборудование и газовые турбины. По некоторым категориям продукции ЕС (газовые турбины, паяльники и оборудование для радио) ни один из товаров не достиг предполагаемых пунктов назначения. Всплеска экспорта контролируемых товаров из ЕС, в списке пунктов назначения которых указан Казахстан, сейчас достаточно, чтобы компенсировать около 40% сокращения экспорта в Россию и Белоруссию после введения санкций, подсчитала газета.
По мнению министра Эстонии по санкциям Эрки Кодара, «эти товары в это время» могли понадобиться только России. Старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Элина Рыбакова отметила, что расхождения в статистике международной торговли не являются чем-то необычным, но ситуация с «призрачной торговлей» выходит за рамки обычных погрешностей. Она напомнила, что финансовому сектору «потребовалось почти десятилетие и множество многомиллиардных штрафов, чтобы начать обращать внимание на санкции». Эксперт полагает, что тот же путь предстоит и компаниям-экспортерам при соблюдении мер экспортного контроля.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис заявил, что ЕС потребуется большая «политическая воля», чтобы принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения режима санкций против стран или компаний, не соблюдающих их. «Мы готовы предпринять национальные шаги, чтобы убедиться, что чувствительные технологии не появятся на поле битвы», — сказал он.
В феврале 2023 года ЕС в десятом пакете санкций запретил транзит товаров двойного назначения через Россию, что означает, что они не могут попасть в Россию напрямую из ЕС, даже если в конечном итоге предназначены для другой страны. FT ранее писала, что ЕС может ограничить экспорт товаров в страны, которые пересылают санкционную продукцию в Россию. Источники газеты говорили, что Еврокомиссия изучила юридический механизм, который позволяет ограничить продажи узкого спектра товаров в некоторые третьи страны. При этом источники FT отмечали, что некоторые страны ЕС недовольны возможными последствиями таких ограничений и беспокоятся по поводу потенциального влияния на их отношения с третьими государствами.
Литва настаивает на распространении ограничений на более широкий спектр товаров двойного назначения и чувствительных товаров, в частности передовых технологий и авиационных запчастей. Она хочет остановить отправку таких товаров в союзную России Белоруссию и начала рассматривать собственные меры по прекращению вывоза некоторых товаров из Литвы. Эстония поддержала полный запрет на транзит товаров, покидающих ЕС, который распространяется не только на товары двойного назначения, но и на другие категории товаров. «Легче ввести полный запрет, чем бесконечный список, который продолжает расти», — сказал министр Эстонии по санкциям Кодар.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.