«Коммерсантъ» узнал о возможных планах Takeda по продаже фармзавода в Ярославле
Японский фармацевтический производитель Takeda изучает варианты продажи своего российского завода, куда было вложено более €117 млн. На площадке в Ярославле компания выпускает препарат для пациентов с множественной миеломой, госзакупки которого за последние три года удвоились
Японская фармацевтическая компания Takeda может продать свой завод в Ярославле. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника на фармрынке и одного из чиновников в регионе. По их словам, ряд компаний интересовался стоимостью предприятия, но конкретных переговоров пока не ведется. В российском офисе Takeda назвали информацию «рыночным слухом», отказавшись от комментариев.
Takeda локализовала на заводе в Ярославле производство ряда инновационных препаратов. В площадку компания, по собственным данным, вложила €117,43 млн. Выручка российского юридического лица — «Такеда Фармасьютикал» — в 2021 году составила, по данным «СПАРК-Интерфакс», 21,9 млрд рублей, на 22% больше год к году. Часть препаратов, выпускаемых на заводе в Ярославле поставляется в страны ЕАЭС. В год завод может выпускать 90 млн ампул и более 3 млрд таблеток.
Takeda выпускает в России один из своих продаваемых препаратов — инновационный «Нинларо» на основе иксазомиба для пациентов с множественной миеломой. В 2022 году, сообщила руководитель отдела стратегического развития Headway Company Людмила Баландина, по госзакупкам компания поставила этого лекарственного средства на 4,55 млрд рублей, это вдвое больше, чем в 2019–2021 годах. По словам директора по развитию компании RNC Pharma Николая Беспалова, покупатель в случае продажи завода может получить права на производство этого препарата, поэтому вряд ли сделка серьезно скажется на объемах выпуска.
Продажа завода в Ярославле не означает полного сворачивания компанией своего российского бизнеса, рассказал собеседник газеты на фармрынке. По его прогнозам, в 2023 году по пути Takeda могут пойти другие западные фармкомпании, локализовавшие производство в России. Николай Беспалов усомнился, что распродажи локализованных производственных мощностей примут массовый характер.
В России работает 570 иностранных фармкомпаний, отметил партнер «Яков и партнеры» (ранее McKinsey) Тигран Саакян. По его словам, компании из «недружественных» стран занимают более половины российского рынка лекарств (2,57 трлн рублей), на долю российских игроков приходится 36%. По данным Саакяна, около десяти фармкомпаний и дистрибьюторов из «недружественных» стран столкнулись со сложностями из-за разрыва логистических цепочек и политической ситуации, что вынудило их пересмотреть свои планы.
Эксперт отметил, что большая часть зарубежных компаний прекратила инвестиции в свои российские проекты. Это может привести к полному выводу их препаратов с локального рынка, что отразится в том числе и на госзакупках, считает Саакян. По его данным, на долю западных производителей приходится около 25% всего бюджетного сегмента лекарств.
Акции Takeda на бирже Нью-йоркской фондовой бирже на момент закрытия торгов в понедельник, 10 апреля торговались на 2,64% ниже предыдущего уровня, по $16,62 за бумагу. Рыночная капитализация компании на вечер 10 апреля — почти $51,9 млрд.