РБК узнал о наложенном судом Люксембурга аресте акций «первого «единорога» «Роснано»
Люксембургский суд в конце 2022 года наложил арест на акции производителя графеновых нанотрубок OCSiAl из портфеля «Роснано», выяснил РБК. Решение принято по иску экс-акционеров ЮКОСа. OCSiAl — первый «единорог» госкорпорации, в 2021 году его оценка достигала $2 млрд
Люксембургский суд по иску бывших совладельцев ЮКОСа в конце 2022 года наложил обеспечительные меры на акции компании OCSiAl, принадлежащие госкорпорации «Роснано». Об этом пишет РБК со ссылкой на собеседника, знакомого с ситуацией в «Роснано». Факт ареста пакета акций OCSiAl (производитель графеновых нанотрубок) подтвердил источник, близкий к Group Menatep Limited (GML, представляет интересы бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа).
Судебное разбирательство бывших акционеров ЮКОСа и России тянется с начала 2000-х годов. С учетом накопившихся процентов объем претензий бывших акционеров компании к российским властям достиг $57 млрд. Люксембургский юрист Фабио Тревизан, партнер местной юрфирмы Bonn Steichen Partners, в январе 2023 года по запросу Marks & Sokolov (представляет интересы России) подготовил экспертное заключение, в котором рассмотрел вопросы приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в Люксембурге. Люксембург является стороной Нью-Йоркской конвенции 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, указал Тревизан.
Судья в Люксембурге выдает экзекватуру (разрешение на принудительное исполнение арбитражного решения) в одностороннем порядке без заслушивания ответчика и без анализа самого арбитражного решения, отмечает Тревизан. На основании экзекватуры истец может налагать аресты на активы, а ответчик — подать апелляцию, в ходе которой судья должен будет рассмотреть обстоятельства дела заново, написал юрист. «Он может принять во внимание все факты, на которых базируется арбитражное решение, не ограничиваясь чисто формальным обзором», — указал он.
OCSiAl со штаб-квартирой в Люксембурге — крупнейший в мире производитель графеновых нанотрубок. По собственным данным, компания производит 80 т нанотрубок в год, что составляет 97% мировых мощностей. Компанию в 2010 году основали в Новосибирске физик Михаил Предтеченский и бизнесмены Юрий Коропачинский, Олег Кириллов и Юрий Зельвенский.
В 2014 году проект поддержала «Роснано» — вложила в него $20 млн и приобрела евробонды компании на $40 млн. В марте 2019 года фонд A&NN Александра Мамута выкупил у «Роснано» 0,5% ее акций за $5 млн, оценив всю компанию в $1 млрд. У госкорпорации на тот момент осталось 17,3% OCSiAl, у основателей — 47% и голосующий контроль.
В августе 2021 года компания привлекла более $100 млн инвестиций от пула международных институциональных и частных инвесторов во главе с инвестфондом Da Vinci Capital, всю компанию оценили в $2 млрд. В «Роснано» тогда говорили, что стоимость ее доли в OCSiAl превысила $300 млн. В «Роснано» опасались возможного вывода производственных мощностей OCSiAl из России для организации производства в другой юрисдикции и обращались за помощью в правоохранительные органы еще до решения суда, рассказали два собеседника РБК. «Но таких инициатив в итоге и не было», — отметил один из них.
Графеновые нанотрубки — это свернутый в трубку слой графена толщиной в один атом углерода. Такие нанотрубки улучшают свойства других материалов. Например, их использование в литийионных батареях увеличивает срок службы аккумулятора в четыре раза. При запуске производства в Новосибирске в феврале 2020 года президент OCSiAl Коропачинский сказал, что рост потребления нанотрубок «напрямую связан с революцией в области электрического транспорта». В 2020 году он заявил, что через три года в каждом электромобиле в мире будут нанотрубки его компании.