Россияне урезали траты на домашних питомцев в первые месяцы 2023 года
Траты россиян на товары для домашних питомцев уменьшились за первые два месяца 2023 года на 19–26%. Число покупок и средний чек сократились. Продажи кормов для собак в натуральном выражении в розничных сетях упали на 7,9% год к году, лакомств для кошек и собак — на 11,7%. Дистрибьюторы рассчитывают, что в течение года ситуация на рынке улучшится, в том числе за счет импорта кормов из Китая, Турции и Индии
Россияне сократили траты на товары для домашних питомцев в первые два месяца 2023 года, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные платежных сервисов. По подсчетам CloudPayments, за январь — февраль оборот таких товаров год к году на онлайн-площадках снизился на 26%, количество трансакций — на 10%, а средний чек — на 18%, до 5800 рублей.
Из данных Tinkoff Data следует, что за январь — февраль 2023 года сумма расходов на специализированных магазинах и сайтах в категории товаров для питомцев сократилась на 19%, число покупок — на 15% год к году. В «Чек Индексе» (оператор онлайн-касс «Платформа ОФД») сообщили о снижении числа покупок в категории на 15% год к году. Продажи кормов для собак в натуральном выражении в розничных сетях за тот же период сократились на 7,9% год к году, по данным NielsenIQ, лакомств для кошек и собак — на 11,7%.
Продажи кормов для кошек выросли на 1,3% год к году. По данным отраслевого портала «Зооинформ», по итогам 2022 года оборот рынка товаров для домашних животных вырос на 25%, до 330 млрд рублей год к году. Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев напомнил, что у части россиян еще могут оставаться запасы кормов с прошлого года, сделанные во время закупок впрок. Гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова подтвердила, что в первые месяцы 2022 года спрос на импортные корма был ажиотажным.
По словам Дмитриева, сложности с импортом готовых кормов и сырья для них привели к сокращению ассортимента. В российских кормах для питомцев эконом-сегмента импортные компоненты занимают около 5%, а в премиум-сегменте — до 30–40%, рассказал эксперт. Он отметил, что в условиях общей потребительской экономии некоторые владельцы домашних животных переводят питомцев на более дешевые корма или даже на натуральную еду. Колчанова связала снижение среднего чека с сокращением ассортимента диетических и лечебных кормов (это самые дорогие товары в категории).
Тем временем продажи товаров для животных на крупных маркетплейсах быстро растут. Так, в январе — феврале на Ozon они почти удвоились, а на Wildberries увеличились на 88% год к году. В Wildberries отметили, что около 69% продаж приходится на российские корма, их доля в обороте за год выросла на 3 процентных пункта. По данным NielsenIQ, в целом на все онлайн-продажи товаров для животных в России приходится только 9% рынка.
Колчанова ожидает, что общие продажи товаров для домашних животных по итогам 2023 года могут показать прирост. У некоторых местных производителей появились возможности для более активного развития, отметила она. Колчанова добавила, что в условиях сокращения поставок из европейских стран планируется наращивать импорт кормов из Китая, Турции и Индии, особенно диетического питания.